Универсальная формула увлекательного текста | Письма — StoryDesign

Универсальная формула увлекательного текста

Физика сторителлинга, или о чём я думаю, когда пишу вам письма?

Время чтения: 6 мин.

Расскажу вам один принцип, способный сделать ваше послание непреодолимо увлекательным.

Вы же катались в детстве с горки?

Я, как сейчас, помню, найдёшь около магазина картонную коробку побольше, и всё — санки готовы. Можно выступать в индивидуальном зачёте, а можно ездить в тандеме.

Не знаю как в вашем детстве, но в моём — мало что могло сравниться по увлекательности.

Под непрекращающийся ор и визг ты несёшься вниз, сталкиваясь с другими орущими комками. Несколько секунд адреналиновой эйфории, врезаешься во что-то мягкое, и резво вскакиваешь, чтобы не получить валенком преследователя по чувствительным местам. Снова карабкаешься наверх, тащишь свой картонный болид, вытирая сопли радости свободной рукой в обледеневшей варежке...

Обратимся к классикам

Старый рекламщик Джозеф Шугерман в своей книге "Искусство создания рекламных посланий" — бесспорной классике копирайтинга (настоящего, а не который 500р/1000зн.), удачно описал принцип "Скользкой горки".

Принцип можно свести к тому, что заголовок должен быть настолько интригующим, чтобы человек прочитал подзаголовок. А за ним и первое предложение, такое интересное и лёгкое, чтобы человек немедленно перешёл ко второму, ну и так далее, до самой последней строчки.

Звучит как план, согласитесь)

Но я не собирался пересказывать вам прописные истины. Давайте копнём глубже.

Универсальность принципа

Увлечь читателя настолько, чтобы он добрался до последней строчки — какова дерзость?! В наши дни увлечь человека идеей прочесть текст, а не посмотреть видео — уже задача...

Хотя, постойте! Досмотреть видео — тоже, не поле перейти. Особенно если оно длиннющее, минут на 10, или даже больше…

Так что, будем считать, что задача у нас — глобальная. Всё равно в основе любого сообщения в любом формате лежит текст, сценарий.

Поэтому, имейте в виду, что каждый раз, когда я говорю про текст, я говорю также и про видео, аудио — любой формат, требующий от аудитории потратить немного времени и внимания.

Это вообще не тайна

И если, кстати, вы думаете, что для коротких "видосиков" это не актуально, я очень рекомендую посмотреть вот это интервью (англ.) с Jenny Hoyos, 18-летней девчонкой, которая "хакнула" YouTube Shorts. У нее 1.6 млн. подписчиков.

Я смотрел с открытым ртом, как дотошно прописаны и структурированы её 34(!)-секундные видео. (Да. Она вычислила оптимальную длину короткого видео)

Ну и вообще, контент её — абсолютно развлекательный, но какой кропотливый она проделывает анализ статистики, своей и чужой! Есть чему поучиться. А самое главное — она в совершенстве владеет принципом.

Так что по формулам?

Но принцип вообще не нов, и не Шугерманом изобретён. Да и в практическом применении — "легко сказать, попробуй сделай".

Бесчисленные вольные трактовки этого принципа можно найти в интернете. Тут уж все дорабатывают и интерпретируют кто во что горазд.

Да и вообще, существует невероятное множество формул и структур — рекламных, драматических и других, нацеленных на то, чтобы вовлечь читателя/зрителя/слушателя и удержать его внимание. Некоторые приёмы с нами уже не одно тысячелетие.

Но я хочу обратить внимание не на детали реализации, а именно на сам принцип, на эту потрясающую метафору горки.

Представьте себе этот ледяной склон.

В чём суть скользкой горки?
В том, что она горка, и в том, что она скользкая.
Неожиданный вывод, да? ))

Но как она работает? Вот буквально...

"Горка" означает, что есть уклон, есть гравитация — сила, которая перемещает вас к цели.

А "скользкая" — означает отсутствие трения — чего-то, мешающего вашему движению. (Именно поэтому кататься летом на картонке было не так интересно.)

Вот вселенский принцип увлекательности и безудержного веселья.

Гравитация + отсутствие трения

Посмотрите на текст через эту призму.

Роль гравитации играет интерес — отражение нашего непреодолимого любопытства.

Роль трения играют всевозможные отступления от темы, лишние обороты, избыточные примеры и пояснения, и, конечно же — спутанность мысли.

Вот и всё. Следите за тем, чтобы горка сохраняла крутой уклон и чтобы она оставалась скользкой.

Понимания этого принципа достаточно, чтобы написать увлекательный текст.

Наблюдайте за своим вниманием когда читаете что-то увлекательное. Почему вам всё еще интересно? Какой открытый вопрос заставляет внутреннюю любопытную обезьянку (это метафора) искать ответ?

И точно также отмечайте, обо что вы спотыкаетесь. Не дочитали какой-то пост? Обратите внимание, на какой фразе.

Если пишите, перетряхните свои тексты. Где вы делаете отступления от основной мысли? Действительно ли они необходимы? Можно ли сделать их короче? Вспомнит ли читатель, о чём шла речь в предыдущем абзаце?

Можете придумать свои детали и решения.
Главное, чтобы их можно было сложить в две стопки: "Двигает вперёд" и "Тормозит процесс"

Драйв vs. смысл

Но только увлекательность — это еще не всё.
Что запомнится читателю? Будет он вспоминать как он нёсся по вашей скользкой горке?

В конце концов, а как же смысл?

Заметьте, я не говорю сейчас о "начинке", о ценности или полезности контента. Под "увлекательностью" я подразумеваю исключительно вот этот "драйв" — вовлечение и удержание внимания до самого конца.

Если вдруг вам это кажется манипуляцией, то в кино вам лучше не ходить ;)

В предыдущих письмах я много говорил как раз о смысле, об идее, потому что с этим проблемы повсеместно, ммда…

Но, с другой стороны, без вовлечения у идеи просто нет шансов быть услышанной.

Много смысла, мало драйва — дочитаю в другой раз.
Много драйва, мало смысла — нахрена я это читал?

В общем, следите за балансом.
Если вы пишете не для себя — то начинайте с интереса, драйва, вовлечения. А потом позаботьтесь о ценности.

И ещё кое-что

Самые интересные горки всегда были с некоторыми изъянами, которые делали их особенными.

Например, ухаб в середине пути, где ты уже несешься на полной скорости и на секунду взмываешь в воздух с неописуемым восторгом и риском отбить копчик.

Вот это круто! Вот это интересно.

Но об этом в другой раз.

И вишенка на торте:
Самая интересная история получится, если вы вообще не собирались кататься на горке. Просто вы поскользнулись и... ааааааа!!!!



Это одно из писем StoryDesign

Если вам интересны темы сторителлинга, брендинга и донесения ценности — присоединяйтесь! Будет интересно.

Одно-два письма в неделю. Бесплатно. Никакого спама. С этим строго.

Отписаться можно в любой момент

Читать другие письма: