Универсальная формула увлекательного текста
Физика сторителлинга, или о чём я думаю, когда пишу вам письма?
Время чтения: 6 мин.
Расскажу вам один принцип, способный сделать ваше послание непреодолимо увлекательным.
Вы же катались в детстве с горки?
Я, как сейчас, помню, найдёшь около магазина картонную коробку побольше, и всё — санки готовы. Можно выступать в индивидуальном зачёте, а можно ездить в тандеме.
Не знаю как в вашем детстве, но в моём — мало что могло сравниться по увлекательности.
Под непрекращающийся ор и визг ты несёшься вниз, сталкиваясь с другими орущими комками. Несколько секунд адреналиновой эйфории, врезаешься во что-то мягкое, и резво вскакиваешь, чтобы не получить валенком преследователя по чувствительным местам. Снова карабкаешься наверх, тащишь свой картонный болид, вытирая сопли радости свободной рукой в обледеневшей варежке...
Обратимся к классикам
Старый рекламщик Джозеф Шугерман в своей книге "Искусство создания рекламных посланий" — бесспорной классике копирайтинга (настоящего, а не который 500р/1000зн.), удачно описал принцип "Скользкой горки".
Принцип можно свести к тому, что заголовок должен быть настолько интригующим, чтобы человек прочитал подзаголовок. А за ним и первое предложение, такое интересное и лёгкое, чтобы человек немедленно перешёл ко второму, ну и так далее, до самой последней строчки.
Звучит как план, согласитесь)
Но я не собирался пересказывать вам прописные истины. Давайте копнём глубже.
Универсальность принципа
Увлечь читателя настолько, чтобы он добрался до последней строчки — какова дерзость?! В наши дни увлечь человека идеей прочесть текст, а не посмотреть видео — уже задача...
Хотя, постойте! Досмотреть видео — тоже, не поле перейти. Особенно если оно длиннющее, минут на 10, или даже больше…
Так что, будем считать, что задача у нас — глобальная. Всё равно в основе любого сообщения в любом формате лежит текст, сценарий.
Поэтому, имейте в виду, что каждый раз, когда я говорю про текст, я говорю также и про видео, аудио — любой формат, требующий от аудитории потратить немного времени и внимания.
Это вообще не тайна
И если, кстати, вы думаете, что для коротких "видосиков" это не актуально, я очень рекомендую посмотреть вот это интервью (англ.) с Jenny Hoyos, 18-летней девчонкой, которая "хакнула" YouTube Shorts. У нее 1.6 млн. подписчиков.
Я смотрел с открытым ртом, как дотошно прописаны и структурированы её 34(!)-секундные видео. (Да. Она вычислила оптимальную длину короткого видео)
Ну и вообще, контент её — абсолютно развлекательный, но какой кропотливый она проделывает анализ статистики, своей и чужой! Есть чему поучиться. А самое главное — она в совершенстве владеет принципом.
Так что по формулам?
Но принцип вообще не нов, и не Шугерманом изобретён. Да и в практическом применении — "легко сказать, попробуй сделай".
Бесчисленные вольные трактовки этого принципа можно найти в интернете. Тут уж все дорабатывают и интерпретируют кто во что горазд.
Да и вообще, существует невероятное множество формул и структур — рекламных, драматических и других, нацеленных на то, чтобы вовлечь читателя/зрителя/слушателя и удержать его внимание. Некоторые приёмы с нами уже не одно тысячелетие.
Но я хочу обратить внимание не на детали реализации, а именно на сам принцип, на эту потрясающую метафору горки.
Представьте себе этот ледяной склон.
В чём суть скользкой горки?
В том, что она горка, и в том, что она скользкая.
Неожиданный вывод, да? ))
Но как она работает? Вот буквально...
"Горка" означает, что есть уклон, есть гравитация — сила, которая перемещает вас к цели.
А "скользкая" — означает отсутствие трения — чего-то, мешающего вашему движению. (Именно поэтому кататься летом на картонке было не так интересно.)
Вот вселенский принцип увлекательности и безудержного веселья.
Гравитация + отсутствие трения
Посмотрите на текст через эту призму.
Роль гравитации играет интерес — отражение нашего непреодолимого любопытства.
Роль трения играют всевозможные отступления от темы, лишние обороты, избыточные примеры и пояснения, и, конечно же — спутанность мысли.
Вот и всё. Следите за тем, чтобы горка сохраняла крутой уклон и чтобы она оставалась скользкой.
Понимания этого принципа достаточно, чтобы написать увлекательный текст.
Наблюдайте за своим вниманием когда читаете что-то увлекательное. Почему вам всё еще интересно? Какой открытый вопрос заставляет внутреннюю любопытную обезьянку (это метафора) искать ответ?
И точно также отмечайте, обо что вы спотыкаетесь. Не дочитали какой-то пост? Обратите внимание, на какой фразе.
Если пишите, перетряхните свои тексты. Где вы делаете отступления от основной мысли? Действительно ли они необходимы? Можно ли сделать их короче? Вспомнит ли читатель, о чём шла речь в предыдущем абзаце?
Можете придумать свои детали и решения.
Главное, чтобы их можно было сложить в две стопки: "Двигает вперёд" и "Тормозит процесс"
Драйв vs. смысл
Но только увлекательность — это еще не всё.
Что запомнится читателю? Будет он вспоминать как он нёсся по вашей скользкой горке?
В конце концов, а как же смысл?
Заметьте, я не говорю сейчас о "начинке", о ценности или полезности контента. Под "увлекательностью" я подразумеваю исключительно вот этот "драйв" — вовлечение и удержание внимания до самого конца.
Если вдруг вам это кажется манипуляцией, то в кино вам лучше не ходить ;)
В предыдущих письмах я много говорил как раз о смысле, об идее, потому что с этим проблемы повсеместно, ммда…
Но, с другой стороны, без вовлечения у идеи просто нет шансов быть услышанной.
Много смысла, мало драйва — дочитаю в другой раз.
Много драйва, мало смысла — нахрена я это читал?
В общем, следите за балансом.
Если вы пишете не для себя — то начинайте с интереса, драйва, вовлечения. А потом позаботьтесь о ценности.
И ещё кое-что
Самые интересные горки всегда были с некоторыми изъянами, которые делали их особенными.
Например, ухаб в середине пути, где ты уже несешься на полной скорости и на секунду взмываешь в воздух с неописуемым восторгом и риском отбить копчик.
Вот это круто! Вот это интересно.
Но об этом в другой раз.
И вишенка на торте:
Самая интересная история получится, если вы вообще не собирались кататься на горке. Просто вы поскользнулись и... ааааааа!!!!