Если задевает критика. Есть способ не реагировать.
Как воспринимать критику без боли.
Время чтения: 4 мин.
Что бы ты ни делал, когда выходишь в люди, выносишь результаты своего труда на всеобщее обозрение — невозможно не столкнуться с критикой.
Я сам всегда был очень чувствителен и восприимчив к обратной связи, будь она конструктивной или откровенно глупой и злой, будь она объёмным текстом или многозначительным молчанием.
Дело во мне? Безусловно.
Но что может сделать человек открытый и восприимчивый, чтобы не чувствовать этих болезненных укусов или уворачиваться от этих стрел.
Стать безразличным, индифферентным — вообще так себе решение. Помимо того, что ты перестаёшь получать полезную обратную связь, которая может улучшить твои результаты, ты всё равно не можешь постоянно пребывать в окружении этой защиты, как броненосец.
Поэтому тут требуется какое-то более изящное решение, которое скорее должно обезвредить критику, чем её отклонять.
Для того чтобы лишить критику негатива — вы должны к ней прислушаться.
Наверное, это звучит само по себе болезненно — если критика вас уже порядком поизмотала.
Но, как и с практически любыми проблемами, их невозможно решить избегая.
Если вас задевают чьи-то слова, у этого может быть две причины:
В них есть истина, о которой вы не хотите себе напоминать.
С первым случаем, всё достаточно просто. Ну, по крайней мере, для понимания. Если это истина, о которой, вы не хотите думать, то и слова, услышанные вами — не критика, а констатация факта, реального положения вещей.
И чем дольше вы будете избегать очевидного, тем больше таких неприятных моментов будет закономерно возникать в вашей жизни.
С реальностью спорить больно.
Вы знаете, что делать.
А вот со вторым случаем всё немного интереснее:
Вы боитесь, что в этих словах есть истина.
Ключевые компоненты тут — страх и неведение.
Вы не знаете, верны ли слова критика, и боитесь этого. Но иногда вы и не знаете точно, что именно имел в виду человек, и почему именно он это сказал.
Возможно, у него и не было намерения вас обидеть.
Более того, в большинстве случаев, вряд ли вам настолько важна персона критика, чтобы прислушиваться к его словам.
Но слова всё равно задевают.
Получается, что кто бы что ни говорил, для вас речь идёт о ваших компетенциях
- о вашей неуверенности в них
- о ваших сомнениях в них
- о вашем разочаровании в них
Но компетенции — вещь достаточно объективная. Их можно измерить и оценить.
То есть, через такую призму критика выглядит в лучшем случае конструктивной, а в худшем — бесполезной, бессмысленной.
Ну так, по логике, она тогда не должна вас расстраивать.
В чём же тогда дело?
А истинная причина рядом — в зеркальном отражении.
Критика задевает вас потому, что вы ждёте похвалы.
Признаетесь ли вы себе в этом или нет, осознаёте это или нет — не так важно.
А важно лишь то, почему вы делаете то, что делаете.
Если вы хотите признания за своё дело, вы намеренно даёте хлыст (часто) незнакомым вам людям, и то, за этим последует боль — очевидно.
И это уже больше не ваше дело. Вы принадлежите им.
Вы понятия не имеете, что может быть в головах вашей аудитории, у кого-то скверный характер, у кого-то просто был плохой день. Какое это имеет отношение к вам?
То есть, другими словами, невосприимчив к критике не тот, у кого железные нервы, а тот, кто делает своё дело по собственным причинам, руководствуясь своими целями и критериями.
Вы готовы продолжать, не ожидая никакой похвалы? Серьёзно.
Если нет, то действительно ли вам стоит продолжать?
Доставайте рациональные крупицы из критики — если они там есть, и если вы вообще этого хотите.
Радуйтесь похвале. Почему бы и нет? Вы её заслужили.
В ней нет ничего плохого. В пристрастии к ней — есть.
Верните себе контроль над тем, что делаете.