Сила сопротивления
Кто нам мешает, тот нам и поможет.
Время чтения: 6 мин.
Как легко снять творческие блоки, изменив всего лишь точку зрения.
В прошлом письме я говорил о том, как отсутствие поддержки может помочь проходить через сложные этапы в жизни.
Сегодня я хотел бы вернуться к основной теме — письму, сторителлингу, выражению мыслей. Тут тема сопротивления раскрывается не менее интересно.
Как я научился ценить сопротивление
Я не особо люблю писать от руки — чаще набрасываю отдельные слова, фразы, галочки, стрелочки, для чего держу под рукой несколько тетрадок большого формата. Использую их, когда нужно быстро «сбросить» информацию, посмотреть на нее со стороны, подключив визуальное мышление.
Но чаще всего, я просто пишу там чек-листы, и иногда машинально рисую.
Мне нравится, как движется кончик ручки по бумаге, в этом есть тактильное удовлетворение. (Карандаш — так себе, фломастер — ненавижу этот "скрип")
Пару раз я пытался приспособить под эти задачи планшет iPad с пером. И это, надо сказать, очень неоднозначная история взлётов и падений, любви и ненависти.
Оставив в стороне лишние детали, скажу — у меня не получалось рисовать на нем так же, как на бумаге. Не в смысле его "начинки" и возможностей — просто, как будто руки меня не слушаются.
В итоге я его продал. Потом через год-другой снова купил, чтобы дать второй шанс... и опять продал.
Всё дело было в том, что кончик пера скользит по стеклянной поверхности экрана без усилий, и рука "проезжает" дальше чем нужно. Рука, со школы натренированная на бумаге, не может точно рассчитать усилие.
Потому что нет нужного сопротивления, упора.
Это наблюдение подтолкнуло меня к очень интересным выводам.
Я понял, что сопротивление может быть просто необходимым компонентом процесса. И это применимо к самым разным областям.
Какую проблему вы решаете?
Почему фрирайтинг — это не способ научиться писать.
Различные методы "свободного письма", вроде "утренних страниц" или ведения дневника — самые популярные рекомендации тем, кто хочет начать творить.
Работают ли эти методы? Несомненно.
Но только нужно отметить, что снятие творческого блока само по себе ничему вас не учит. Это лишь специальное упражнение, которое помогает избавиться от ваших внутренних психологических "помех", чем бы они ни были.
Вы не начнете писать лучше просто от того, что ведете дневник.
Да, скорее всего, вам станет легче это делать, и вы станете больше этого делать. Но не лучше.
Вот эта расслабленность, расхлябанность позволяет вам не напрягаться, но результат получается невнятным, скомканным.
Ведь в этом случае качество результата не так важно.
Но наш мозг всегда адаптируется под то, что мы регулярно практикуем.
И расхлябанность эта становится вашим стилем.
Я научился писать непринужденно, изливая мысли, как есть, на бумагу.
Но эти тексты никого не цепляли.
Честно, мне самому даже не хотелось к ним возвращаться.
О, сколько текстов я выкинул — из тех, что писались легко и свободно!
Поэтому я стал искать какую-то точку опоры в творческом процессе.
И обнаружил, что сопротивление — и есть опора.
Вообще во всём, в любой деятельности. То, что мы воспринимаем как назойливое препятствие, чаще всего указывает на изъяны и слабые места в нашей работе, нехватку навыков, непонимание принципов.
Нам нужен упор, точка приложения силы, полезная нагрузка:
Как в электрических цепях или в двигателях машин.
- Если вы на велосипеде включите слишком низкую передачу, крутить педали будет очень легко, но ехать будет трудно.
- Боксеру нет смысла просто рассекать воздух, если его кулак не встречает преграды.
- Перед тренировкой вы делаете разминку, расслабляете мышцы, вращаете корпусом, машете своими обмякшими конечностями.
Но потом идете и жмёте от груди штангу нужное количество раз.
Потому что ваша цель — прогресс. Улучшение своих результатов.
Надеюсь, вы ходите в зал. Потому что я-то — нет.
Но, думаю, пример вам будет понятен в любом случае. В кино-то уж точно видели.
Активное письмо
Один из важных принципов, которые я для себя выработал — это писать активно, писать намеренно.
Вот этот творческий ступор — он не враг вам. Он ваш друг и помощник.
Он твой спарринг-партнёр, Рокки.
Он указывает явно на то, с чем нужно осознанно работать.
Но когда ты прорабатываешь отдельные "мышцы" текста, когда подходишь к делу намеренно, зная, что может быть трудно, что непременно будет сопротивление — внезапно обнаруживаешь, что сегодня оно не пришло.
Оно проспало. Решило от тебя отдохнуть, ну потому что ты всё равно же будешь настырно продираться к цели. Какой смысл тебе мешать?
И обнаруживаешь, что текст "льется" сам собой.
В какой-то момент, неожиданно для себя, начинаешь писать сразу внятно и структурно.
Даже среди ночи набрасывая заметку в телефон (как я сейчас)
Рубанок встречает сопротивление, в этом его суть.
Но в руках мастера он создает прекрасную гладкую поверхность.
Только так — снимая стружку шероховатостей, проходя раз за разом, нащупывая пальцами неровности как новый вызов. Как должное.
Цените сопротивление. Ищите его. Встречайте достойно.
— К.
P.S У меня тоже были все положенные творческие блоки, но я освободился от них без ведения дневника и "утренних страниц". Это произошло само собой по мере того, как я решал основную задачу — научиться писать ясно, интересно и убедительно.
Мой метод — полная противоположность. И я хочу вас ему научить.
Когда вы пишете намеренно, все более вдумчиво и осмысленно, рано или поздно вы обнаруживаете себя перед массой доказательств того, что у вас получается.
Даже если вы (как и я) очень самокритичны, когда вы получаете позитивную обратную связь от самых разных людей — вы уже просто не можете в себе сомневаться.
И даже те дни, когда получается из рук вон плохо — для меня теперь это всего лишь "точка роста". Я больше не откатываюсь до нуля.