Письмо, которое я не пришлю. | Письма — StoryDesign

Письмо, которое я не пришлю.

Или как потерять контроль над собственным текстом

Время чтения: 6 мин.

Нет ничего более унылого, чем вымученный текст, пусть даже и из лучших побуждений. Заходили ли вы когда-нибудь в тупик, пытаясь выразить свою мысль?

Если да, то наверняка вам будет знакома и полезна история, которой я хочу с вами поделиться.

Я написал огромное письмо.

На этой неделе я накатал для вас длиннющее письмо о творческом процессе и различных подходах к нему.

Вкратце, тему письма можно было обозначить так:
«Писать из головы или по структурам»

Это действительно важная тема и два принципиально разных способа выразить мысль.

Но конкретно то письмо я начал писать из головы, в потоке, выплескивая мысль сразу в текст.

И до определённого момента это было легко и приятно.
Но, приблизившись к окончанию, я с ужасом понял насколько оно разрослось.

Я еще не дописал его до конца — оставалось заключение, но письмо уже было длиннее самого большого из предыдущих писем.

Но самая обидная проблема заключалась в другом:
Я увлёкся и ушел от темы.

Неприятно себе в этом признаваться, но это действительно было очевидно, и такой "поток сознания" просто нельзя было публиковать.

Тогда я его разделил пополам.

Почти пополам. БОльшую его часть я выкинул, точнее — заботливо отложил в другой файл на будущее.

А что осталось —  «натянул» на структуру.

Достаточно импровизированную, но, тем не менее...

Работа по структуре даёт спокойствие и уверенность.

Хотя, надо признать — когда пишешь в едином порыве, творчески — мысль льется легче, слова подбираются сами, текст получается гладким, связанным.

А текст, написанный по структуре — всегда немного Франкенштейн.

Порой трудно скрыть то, что над каждой его частью работали отдельно. Приходится дописывать связки, подтачивать каждый абзац, чтобы подогнать его под соседние.

Короче...

Пока я шлифовал, эта половина выросла больше прежнего целого.

Текст разросся до рекордного объёма. Такого, что шансов на его вдумчивое прочтение оставалось бы ноль. (Хотя, бывает, я получаю интересные письма и подлиннее)

В конце концов, его можно было выложить просто как статью на сайт.
Но главная проблема была уже не в объёме.

С ним было что-то не так. Он не клеился.

И я не мог понять, в чём именно заключена проблема. Я даже не уверен, как бы поточнее эту проблему назвать...

Он унаследовал проблемы обоих подходов.

Там всё было по делу, и всё, вроде, на своих местах. Но текст был слабый, без энергии. С понятным планом, но все равно немного "блуждающий". Все абзацы на своих местах, но стыкуются с какой-то запинкой.

Знаете, как в кино — 99% планов монтируются самым грубым образом — прямой склейкой ("cut"), без плавного перехода или какого-то эффекта, смягчающего переход.

Но мы, когда смотрим фильм, не замечаем этого. Повествование идет плавной чередой образов. Почему это работает?

Потому что вся работа проходит на этапе планирования, подбора каждого кадра и выбора точки склейки, разумеется. Но не за счёт "замазывания щелей и стыков" между ними.

А текст, это тот же фильм, только в голове читателя/слушателя. И связующие фразы становятся избыточными вычурными "переходами", к которым так тянется рука у человека, впервые взявшегося за монтаж.

Я перечитывал его сто раз и внёс десятки правок.

Но в итоге, я с горьким чувством зря проделанной работы, вынужден был признать:

Я потерял контроль.

И я не могу больше сделать ни-че-го.
Этот текст уже не спасти.

Было чертовски обидно потратить столько времени и выбиться из графика публикации. Но я понял, что не смогу это отправить. Я же не для галочки пишу.

Я хочу чтобы меня читали.

И вот в этом кроется суть решения!

Как я уже обращал ваше внимание в предыдущих письмах, хороший текст, история, письмо — проделывает путь от мельчайших "атомов" — наблюдений, отдельных слов, цитат, гипотез.

Когда их собирается достаточно, идея проясняется, кристаллизуется, мы сами понимаем, что именно хотим сказать, что именно имеем в виду. И только после этого на сцене возникает читатель, аудитория.

И нам надо привести эту идею к формату интересного продукта, который приятно будет употребить.

Я называю это:

  • Восприятие
  • Кристаллизация
  • Передача

(но если это кажется вам слишком поэтичным или пафосным, можно назвать "Сбор" — "Очистка" — "Отгрузка", сути это не меняет ))

Писать "из головы", импульсивно — это инструмент первого и второго этапов Писать по структуре — инструмент второго и третьего.

Именно поэтому их сложно сочетать.
Все инструменты правильные, но применять их нужно к месту.

Именно поэтому фрирайтинг, "утренние страницы" и другие методы, где ты пишешь "из головы", стараясь устранить все препятствия вроде внутреннего критика — это именно способы преодолеть творческий блок, боязнь чистого листа. Но не инструменты создания финального текста!

А большинство структур и формул направлены как раз на то, чтобы сделать текст, который будет интересно и легко читать. Одних только формул рекламного текста наберётся десятка три.

Текст, написанный по формуле, может не блистать глубиной и оригинальностью мысли, но, скорее всего, он окажется более легким и приятным для чтения, чем "поток мысли".

Это разные задачи, согласитесь? А вовсе не выбор подхода на своё усмотрение.

Смотрите, если вы написали большой текст в едином порыве — прекрасно! Но дайте ему день отлежаться, и прочитайте его, когда ваше эмоциональное состояние изменится.

И если вам покажется, что с этим текстом что-то не так — не редактируйте его, не мучайте! Возьмите или придумайте подходящую структуру и начните писать по ней, подглядывая в тот текст, вытаскивая из него интересные фразы и обороты.

А в одном из следующих писем я поделюсь с вами своей универсальной 12-частной структурой, по которой можно написать интересно о чём угодно.

P.S. Как вы решаете эти задачи? Как обычно пишете свои тексты? Было ли полезным для вас это письмо? Я с интересом выслушаю ваше мнение. Вы можете просто ответить на это письмо.

P.P.S. Это, кстати, юбилейное — 10-ое письмо! Тадааа! А мой план, тем не менее, растет и уже приближается к сотне тем. Я планирую в будущем писать вам в среднем два письма в неделю, а значит это запас тем на целый год. Не знаю, зачем это вам, но просто хочется поделиться )

— Константин.



Это одно из писем StoryDesign

Если вам интересны темы сторителлинга, брендинга и донесения ценности — присоединяйтесь! Будет интересно.

Одно-два письма в неделю. Бесплатно. Никакого спама. С этим строго.

Отписаться можно в любой момент

Читать другие письма: