Письмо, которое я не пришлю.
Или как потерять контроль над собственным текстом
Время чтения: 6 мин.
Нет ничего более унылого, чем вымученный текст, пусть даже и из лучших побуждений. Заходили ли вы когда-нибудь в тупик, пытаясь выразить свою мысль?
Если да, то наверняка вам будет знакома и полезна история, которой я хочу с вами поделиться.
Я написал огромное письмо.
На этой неделе я накатал для вас длиннющее письмо о творческом процессе и различных подходах к нему.
Вкратце, тему письма можно было обозначить так:
«Писать из головы или по структурам»
Это действительно важная тема и два принципиально разных способа выразить мысль.
Но конкретно то письмо я начал писать из головы, в потоке, выплескивая мысль сразу в текст.
И до определённого момента это было легко и приятно.
Но, приблизившись к окончанию, я с ужасом понял насколько оно разрослось.
Я еще не дописал его до конца — оставалось заключение, но письмо уже было длиннее самого большого из предыдущих писем.
Но самая обидная проблема заключалась в другом:
Я увлёкся и ушел от темы.
Неприятно себе в этом признаваться, но это действительно было очевидно, и такой "поток сознания" просто нельзя было публиковать.
Тогда я его разделил пополам.
Почти пополам. БОльшую его часть я выкинул, точнее — заботливо отложил в другой файл на будущее.
А что осталось — «натянул» на структуру.
Достаточно импровизированную, но, тем не менее...
Работа по структуре даёт спокойствие и уверенность.
Хотя, надо признать — когда пишешь в едином порыве, творчески — мысль льется легче, слова подбираются сами, текст получается гладким, связанным.
А текст, написанный по структуре — всегда немного Франкенштейн.
Порой трудно скрыть то, что над каждой его частью работали отдельно. Приходится дописывать связки, подтачивать каждый абзац, чтобы подогнать его под соседние.
Короче...
Пока я шлифовал, эта половина выросла больше прежнего целого.
Текст разросся до рекордного объёма. Такого, что шансов на его вдумчивое прочтение оставалось бы ноль. (Хотя, бывает, я получаю интересные письма и подлиннее)
В конце концов, его можно было выложить просто как статью на сайт.
Но главная проблема была уже не в объёме.
С ним было что-то не так. Он не клеился.
И я не мог понять, в чём именно заключена проблема. Я даже не уверен, как бы поточнее эту проблему назвать...
Он унаследовал проблемы обоих подходов.
Там всё было по делу, и всё, вроде, на своих местах. Но текст был слабый, без энергии. С понятным планом, но все равно немного "блуждающий". Все абзацы на своих местах, но стыкуются с какой-то запинкой.
Знаете, как в кино — 99% планов монтируются самым грубым образом — прямой склейкой ("cut"), без плавного перехода или какого-то эффекта, смягчающего переход.
Но мы, когда смотрим фильм, не замечаем этого. Повествование идет плавной чередой образов. Почему это работает?
Потому что вся работа проходит на этапе планирования, подбора каждого кадра и выбора точки склейки, разумеется. Но не за счёт "замазывания щелей и стыков" между ними.
А текст, это тот же фильм, только в голове читателя/слушателя. И связующие фразы становятся избыточными вычурными "переходами", к которым так тянется рука у человека, впервые взявшегося за монтаж.
Я перечитывал его сто раз и внёс десятки правок.
Но в итоге, я с горьким чувством зря проделанной работы, вынужден был признать:
Я потерял контроль.
И я не могу больше сделать ни-че-го.
Этот текст уже не спасти.
Было чертовски обидно потратить столько времени и выбиться из графика публикации. Но я понял, что не смогу это отправить. Я же не для галочки пишу.
Я хочу чтобы меня читали.
И вот в этом кроется суть решения!
Как я уже обращал ваше внимание в предыдущих письмах, хороший текст, история, письмо — проделывает путь от мельчайших "атомов" — наблюдений, отдельных слов, цитат, гипотез.
Когда их собирается достаточно, идея проясняется, кристаллизуется, мы сами понимаем, что именно хотим сказать, что именно имеем в виду. И только после этого на сцене возникает читатель, аудитория.
И нам надо привести эту идею к формату интересного продукта, который приятно будет употребить.
Я называю это:
- Восприятие
- Кристаллизация
- Передача
(но если это кажется вам слишком поэтичным или пафосным, можно назвать "Сбор" — "Очистка" — "Отгрузка", сути это не меняет ))
Именно поэтому их сложно сочетать.
Все инструменты правильные, но применять их нужно к месту.
Именно поэтому фрирайтинг, "утренние страницы" и другие методы, где ты пишешь "из головы", стараясь устранить все препятствия вроде внутреннего критика — это именно способы преодолеть творческий блок, боязнь чистого листа. Но не инструменты создания финального текста!
А большинство структур и формул направлены как раз на то, чтобы сделать текст, который будет интересно и легко читать. Одних только формул рекламного текста наберётся десятка три.
Текст, написанный по формуле, может не блистать глубиной и оригинальностью мысли, но, скорее всего, он окажется более легким и приятным для чтения, чем "поток мысли".
Это разные задачи, согласитесь? А вовсе не выбор подхода на своё усмотрение.
Смотрите, если вы написали большой текст в едином порыве — прекрасно! Но дайте ему день отлежаться, и прочитайте его, когда ваше эмоциональное состояние изменится.
И если вам покажется, что с этим текстом что-то не так — не редактируйте его, не мучайте! Возьмите или придумайте подходящую структуру и начните писать по ней, подглядывая в тот текст, вытаскивая из него интересные фразы и обороты.
А в одном из следующих писем я поделюсь с вами своей универсальной 12-частной структурой, по которой можно написать интересно о чём угодно.
P.S. Как вы решаете эти задачи? Как обычно пишете свои тексты? Было ли полезным для вас это письмо? Я с интересом выслушаю ваше мнение. Вы можете просто ответить на это письмо.
P.P.S. Это, кстати, юбилейное — 10-ое письмо! Тадааа! А мой план, тем не менее, растет и уже приближается к сотне тем. Я планирую в будущем писать вам в среднем два письма в неделю, а значит это запас тем на целый год. Не знаю, зачем это вам, но просто хочется поделиться )
— Константин.