Как «плести» истории | Письма — StoryDesign

КЛУБ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Как «плести» истории

Четыре элемента захватывающего повествования

Время чтения: 5 мин.

Привет, сторидизайнеры! 🙌

Я продолжаю экспериментировать с форматом Storydesign, чтобы сделать рассылку еще полезнее и интереснее, и сегодня хочу вам предложить вот такое нововведение.

Вы, наверное, знаете, что я большой поклонник авторских почтовых рассылок. Читаю англоязычные, в основном, источники (в силу малой популярности у нас этого формата).

Среди авторов в моем почтовом ящике можно встретить писателей, художников, рекламистов, копирайтеров, мыслителей и предпринимателей.

И отдельные письма бывают так хороши, что мне просто неловко делать из них заметки чисто для себя.

Поэтому я решил, что буду периодически делиться с вами интересными мыслями от крутых авторов. Практически "как есть", но, разумеется, в моём переводе. Ну и без лишней мишуры, только суть.

Как вам такое? Попробуем?

Наш сегодняшний гость — Натан Бау, автор рассылки World Builders, посвященной сторителлингу в широком смысле слова.

Мне очень зашёл концепт, которым он поделился в одном из писем. В общем, встречайте:

(дальше — авторский текст с сокращениями)

Плетёный сторителлинг

Любая история состоит из различных комбинаций четырех элементов.

  • Действие
  • Описание
  • Диалог
  • Внутреннее

Первые три весьма прямолинейны, но "внутреннее" — может показаться странным и незнакомым термином. Вот что это значит:

Это представление внутренних ощущений и мыслей персонажа, рефлексия.

В общем, что у них в башке творится.

Два способа всё испортить

1. Пренебречь одним из элементов

Когда я пишу фикшн, "внутреннее" — это элемент, который я часто упускаю. О чем думают персонажи? Никто не знает.

Но, когда я пишу нон-фикшн чаще я пренебрегаю диалогом. Словно все забывают, как разговаривать.

В следующем разделе вы увидите простой способ редактирования, который покажет, какой из элементов вы склонны упускать.

2. Свалить их абы как.

Коса (для других парней) — это прическа, которая сплетается из трех или более прядей (да, я загуглил определение). Вы переплетаете пряди, они не просто болтаются абы как.

Здесь такой же принцип.

Если вы посмотрите лучшие истории, вы заметите, что все 4 элемента переплетаются сквозь повествование.

Вы не читаете абзац про то, что Китнис сделала, потом описание окружения, за которым следует, как она шутит с Питом, и затем в итоге — что она чувствует.
Всё это переплетается в едином пассаже.

Совет 1: Старайтесь делать диалог и действия настолько выразительными, чтобы они работали и на внутренние ощущения. Здесь вы можете понять чувства Эдди по тому, что он говорит и делает. Это и есть "Не рассказывай — покажи" (show, don't tell) в действии.

Совет 2: Если вы хотите использовать один из элементов по минимуму, пусть ваш выбор падёт на описания

Плетение, как способ редактирования

Я обнаружил, что идея переплетения элементов больше всего помогает при редактировании. Когда я пишу черновик, я набрасываю условный план и дальше просто изливаю слова на страницу. Но мне нравится редактировать неспешно.

Тут есть три шага:

1. Пройдитесь по истории с четырьмя цветными маркерами — каждый для отдельного элемента.
2. Если в вашей истории явно не хватает одного из них, поставьте себе задачу, добавить кусочки этого элемента по тексту. Вам не нужны целые абзацы. Вы удивитесь, обнаружив насколько буквально — фраза тут, фраза там — могут улучшить вашу историю.
3. Если ваша история похожа на блоки одного цвета за другим, задайтесь целью их как-то переплести.

Проделав это упражнение несколько раз, вы заметите определённые тенденции. Вы увидите, какие элементы у вас естественным образом преобладают и над какими вам стоит поработать.

Как вам эта идея?

Даже если вы не пишете художественных текстов, мне кажется, стоит попробовать. Я, например, уже отобрал несколько своих текстов и запасся виртуальными маркерами.

Что даёт такой подход к тексту? Я думаю, самое главное — он создает более интенсивное ощущение присутствия, помогает читателю погрузиться в происходящее в нашем тексте.

И ведь в это — то, чего мы и хотим — не так ли?

Одна блестящая мысль

Продолжая свеженачатую традицию делюсь с вами очередной парой вдохновляющих идеей от пары умных людей.

Темой этой недели, совершенно непреднамеренно, оказалась "середина и противоположности":

Счастье — чувство, происходящее от: - Делания чего-то (когда вы прогрессируете) - Ничегонеделания(в мире с собой) Большинство несчастливы, потому что застряли посередине. Они фокусируются на собственных мыслях, а не на реальности.
— Дэн Коу

Вам не нужен срединный путь, скорее — союз противоположностей. Вы должны быть невероятно вовлечены и расслаблены в то же время. Вы можете ненавидеть мир достаточно, чтобы менять его И любить его настолько, чтобы считать эту затею стоящей. Никакого баланса — только безумное жонглирование.
— Г.К. Честертон

Как вам сегодняшнее письмо?
Хотите больше секретов мастерства от маститых профессионалов?
Тогда расскажите мне, какие темы вам интересны.

До встречи на следующей неделе.
Пишите письма!

— К.



Это одно из писем StoryDesign

Если вам интересны темы сторителлинга, брендинга и донесения ценности — присоединяйтесь! Будет интересно.

Одно-два письма в неделю. Бесплатно. Никакого спама. С этим строго.

Отписаться можно в любой момент

Читать другие письма: