Кристаллизация | Письма — StoryDesign

КЛУБ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Кристаллизация

Как выловить смысл в своих заметках и черновиках?

Время чтения: 7 мин.

Есть ли смысл в том, что вы думаете?
Есть. Вне всякого сомнения. Но,%#&, где он !? Он должен быть там по умолчанию, а его всё время приходится ловить и формулировать.

Ок. Вот вы вели дневник, записывали интересные мысли, собирали там всякое из разных источников. Прекрасно.

Но вы же догадываетесь, что никто не читает "поток сознания", запечатленный в тексте. Так, по-честному — его обычно не перечитывают даже авторы.

Поэтому все эти курсы фрирайтинга, "утренние страницы" и прочие техники не дают ничего кроме чувства, что ты действительно можешь что-то писать. Да — это бесценно. Это необходимо. Но этого недостаточно.
Это лишь малое, на что вы способны.

Пока вы собираете свои мысли, истории и впечатления, ни ясности, ни стиля, ни убедительности на этом этапе не найти.

Но, с другой стороны, если вы будете изначально задаваться вопросом "зачем?" или даже "для чего я записываю эти мысли, идеи, воспоминания?", вы, скорее всего, вообще ничего не соберёте.

Я сам иногда открываю свои заметки и долго размышляю над тем, "что хотел сказать автор". Особенно смешно, когда заметка помещается в одну строчку, в одно предложение, но смысл её всё-равно неясен.

Вся эта насмотренность, начитанность.. никак не помогает двигаться дальше.

Но это нормально. Всё это лишь первый этап творческого процесса (из трёх).

Результат работы вашего восприятия. Плоды, которые насобирало бесконечно скачущее внимание. Большая их часть, возможно, никогда не превратится и не войдет ни в один законченный текст.

Дайте мыслям отлежаться.

Трудности кристаллизации

Как это собрать в связанный текст?
Обычно представляется что-то такое:

Садишься ты над своей заметкой и пробуешь выделить
в ней суть, упаковать, сжать в красивый, блестящий, правильной формы кристалл.

"Алмаз рождается под давлением" — думаешь ты, и продолжаешь пытаться выдавить всё лишнее из написанного.

Но, вопреки ожиданиям, рождающийся опус ведет себя скорее как скользкая рыба. Как к тексту не подойдешь, он все время норовит извернуться.

И даже когда получается хоть как-то спрессовать свои мысли, обнаруживаешь, что выходит та же фигня, только в более лаконичной форме.

Но смысл и не думает проявляться. Кому вообще придёт в голову такое читать?

Если автор не понимает "зачем я это писал", у читателя гарантированно возникнет вопрос — "зачем я это читал?"

Через несколько минут попыток ты приходишь к выводу, что никакой идеи в этой заметке не было. Просто в моменте что-то накатило, вот я и записал...

Простые фокусы

Я понятия не имею, как там рождаются алмазы и рождаются всякие шедевры. Но я могу рассказать вам про одну детскую забаву, предназначенную для пытливых юных умов, которым не дают денег на дорогие игрушки. Да вы и сами наверняка пробовали.

Кристалл можно вырастить в стеклянной банке, привязав к карандашу нитку и подвесив на ней какой-то мелкий предмет — мы использовали гайку.

Заливаешь раствор соли и неделями тренируешь выдержку, регулярно помешивая, досыпая соль и вынимая мух, пока однажды случайно не опрокинешь эту банку, забытую всеми на подоконнике.

Ну вы поняли, наверное, что я не собираюсь учить вас сейчас детским опытам.

Просто истории кристаллизуются так же — на ниточке в питательной среде, а вовсе не методом выжимания сути из воды.

Когда вы собираете материал — вы готовите раствор.
Но вам также нужен объект — затравка.
Центр вашего будущего творения.
Нужно что-то, чтобы кристалл начал расти.

И вот как в моём примере (где кристаллы и где гайка, да?) — в центре может оказаться совершенно "инородный предмет". Например, какое-то событие в вашей жизни, которое заставило вас иначе посмотреть на те или иные вещи.

Как в непринужденном разговоре, упоминание какой-то случайной темы может внезапно наполнить вас чувством: "Оооо! У меня таки есть что вам сказать".

На чём будем настаивать?

Что мы можем использовать как основу?

Большая тема

Тема, которая сейчас занимает инфопространство. О ней все говорят, её невозможно игнорировать. Новостная повестка — не самая лучшая база, чтобы придать вашему контенту целостность, зато на этом "Троянском коне" достаточно легко заехать в самую гущу вашей аудитории.

Опыт

Внешний опыт, что-то произошедшее с вами в недавнее время, выученный урок. Интересно, во многом уникально, никогда не надоедает. Позволяет автору показать свои личные черты.

Цель

Вам нужно высказаться по определённой теме, написать статью, рекламный текст, подготовить презентацию.

Запрос аудитории

У вас уже есть аудитория. Вы знаете кто они и какие вопросы их волнуют. Главное — не перегнуть

Личная история

Это большая и сложная тема. (StoryDesign посвящён ей минимум на 51%)
С ней непросто работать — несмотря на то, что она для каждого из нас критически важна, окружающих она мало интересует.

Секретный ингредиент

Нечто, лежащее в основе вашей деятельности, вашего контента. Что-то, дающее вам уникальный взгляд на вещи. Ваша линза, призма, фильтр, через который вы смотрите.

Например, для меня, в рамках Storydesign — это истории в самом широком смысле. Универсальные пакеты эмоционально заряженной информации.

Готовая структура

Самый неоднозначный элемент. Да, можно взять материал наугад и "натянуть" на готовую структуру. Иногда это помогает кое-что прояснить самому себе. Но редко когда даст сразу результат, который захочется читать. Но если исходная заметка невыносимо запутана, можно поэкспериментировать без особых ожиданий.

Что делать в итоге?

Собирая — собирайте. Не зацикливайтесь на том, зачем вы это всё записываете. Так надо.

Фокусируйтесь на "затравках", опять же, слушайте внимательно — что вызывает у вас эмоциональный отклик? Вот и пытайтесь высказаться об этом. А нужные мысли из вашей "библиотеки" притянутся сами.

Это как магнит опустить в кучу всякой разной мелочевки. Прилипнет только то что для этого... Так, стоп. В этом письме уже неприлично много метафор и аналогий. Пора сворачиваться, думаю, вы давно и так всё поняли

Заключение

Короче, все эти этапы — чистая условность. Это не последовательность ваших действий, а именно фазы, через которые проходит идея от заметки до законченного текста.

А может и не проходит. В некоторых случаях это совершенно нормально, например, если дневник — и есть ваша цель, или вы пишете о своих путешествиях чисто для себя, чтобы не потерять свои хрупкие воспоминания.

Но если вы хотите донести свою мысль, идею или историю, вам, определенно, стоит убедиться, что ваш текст "созрел". Превратить свои заметки и рассуждения в логичное, связанное и наполненное смыслом послание. Нечто, что затронет умы и сердца, хоть на секунду выдернув человека из "мысленной жвачки" — вашей истории нужно прожить все три стадии.

О том, что нужно сделать, чтобы привлечь и удержать внимание (ибо само оно не произойдёт) — в следующих письмах.



Это одно из писем StoryDesign

Если вам интересны темы сторителлинга, брендинга и донесения ценности — присоединяйтесь! Будет интересно.

Одно-два письма в неделю. Бесплатно. Никакого спама. С этим строго.

Отписаться можно в любой момент

Читать другие письма: