Дар воображения — ваша уникальная суперсила. | Письма — StoryDesign

Дар воображения — ваша уникальная суперсила.

Почему искусственный интеллект никогда не заменит человека-автора.

Время чтения: 5 мин.

За прошедшие с триумфального явления ChatGPT месяцы я успел посостязаться с ним в реальных задачах — написал статью и сценарий для презентационного фильма, в котором была куча данных.

Это была не моя идея — использовать ИИ, просто параллельно со мной эти задачи пытались решить передовыми методами другие люди.

Я лишь сравнил результаты и сделал несколько интересных выводов.

Помимо тех случаев, когда у него реально едет крыша, у этого "генеративного самописца" есть еще несколько существенных изъянов:

  • У него нет абстрактного мышления
  • У него нет мнения и точки зрения
  • В силу своего устройства, ИИ тяготеет к клише и штампам

И самое главное — у него нет воображения!

А это ведь не только способность представить нечто несуществующее. Это целый комплекс ментальных процессов, сложных механизмов, позволивших человеку как виду развиться... ну вот в это, с телефоном в руке...

Но сначала давайте о проблеме.

Контентная пандемия

Пандемия генеративного контента скоро охватит мир.

Умение поймать контакт с другим человеком станет на вес золота.

Вообще, напасть эта, конечно, и так уже в разгаре, но пока мы все больше делаем ручками. Но представьте, что объемы информации, претендующей на ваше внимание, увеличатся в сотни тысяч раз?

Боту же написать текст — как два байта переслать. Естественно, чтобы обеспечить хоть какое-то вовлечение, уровень "отвратительности" и кликбейта в заголовках придётся поднять до невиданных высот.

Само собой, мы — аудитория, будем становиться всё разборчивее в своих предпочтениях. Потому что придирчивость в выборе контента уже будет не прихотью, а абсолютной необходимостью.

И по какому принципу тогда выбирать контент?

Очевидно, помимо всяческих факторов интереса и привлекательности, самым важным является доверие к источнику, к автору.

Кто за этим стоит? Можем ли мы ему доверять? Каковы его ценности? Мы их разделяем вообще или нет? Каково его видение будущего? Чему мы можем у него научиться?

И вот я вам гарантирую, что, при прочих равных, вы всегда выберете автора-человека.

Потому что человеку вы можете доверять, а машине лишь отчасти. Даже делегируя ей работу, вам всё равно придется перепроверять источники, править формулировки. Не говоря уже о том, что за машиной, говоря образно, кроются другие люди со своими интересами, не так ли?

Короче, с человеком мы можем чувствовать связь. С машиной — едва ли.

Человек несет ответственность, машина — нет.

Причем здесь воображение

Именно поэтому, наблюдая этот, нужно сказать — впечатляющий технологический прорыв, я первым делом задался вопросом: "а что, собственно, остается делать нам?"

А в чем у нас есть преимущество? Забавно, но в этом сравнении по большинству критериев здесь нет пограничных ситуаций — или безоговорочная победа, или полный проигрыш.

Производительность — машина. Стиль изложения — человек. Анализ данных — машина. Чувство юмора — человек. Поиск информации — машина.  

Воображение — человек.

Задумайтесь, воображение — это не только способность представить несуществующее на своем "внутреннем экране".

Это также и способность визуализировать в уме информацию в виде организованной сцены. И эта способность есть у всех нас и работает она "на автомате".

Без нее мы не могли бы ни рассказывать ни воспринимать истории.
Не могли бы представить, что именно сейчас "видит" и ощущает наш читатель или слушатель.

И в этом ключ!

Когда мы рассказываем и воспринимаем истории, мы как бы соединяемся на уровне нашего жизненного опыта. Ничто не подключает так к истории как ощущения:

  • "я был там"
  • "я был в такой (похожей) ситуации"
  • "что делал бы я в такой ситуации?"

То есть, воображение способно подключить нас друг к другу, оно способно объединять людей.

И именно вот эта возможность подключиться к опыту других людей, возможно даже живших много веков назад, погрузиться в их историю, жизнь...

Увидеть мир их глазами — вот это наша уникальная способность. И вот этом и есть суть, красота и предназначение сторителлинга.

В чём практический смысл?

Человек, пишущий в эпоху машин должен использовать свои уникальные способности (и они есть у каждого из нас)

Как ни странно, благодаря искусственному интеллекту наши тексты и истории могут стать сильнее и выразительнее только потому, что теперь мы лучше понимаем, что делает наши послания уникальными, а что — лишь рутинная работа, с которой справится и нейросеть.

Если вывернуть недостатки ИИ, мы получим практически готовую стратегию и план действий.

  • Рисовать образы в воображении аудитории
  • Проводить тонкие параллели со знакомым жизненным опытом.
  • Разжигать и поддерживать интерес читателя
  • Объяснять новое через метафоры, а не определения
  • Рассказывать о впечатлениях и эмоциях
  • Описывать то, что еще не описано
  • И, конечно же, шутить. Если эта магия вам подвластна

Каждый из этих пунктов (кроме юмора, пожалуй) можно представить в виде набора техник и приемов, которые можно методично осваивать.

Но об этом мы еще поговорим, а сейчас, разрешите, я на секундочку захвачу ваше воображение?

Просто представьте себе — мы все живем внутри своих персональных миров, и соприкасаясь мы устанавливаем связь через воображение.

Я рассказываю — ты видишь.
Ты рассказываешь — я вижу.
В твоем мире есть частичка твоего. В моем — твоего.

Теперь мы взаимосвязаны.
Мы больше не чужие.

Восхитительно, не так ли?



Это одно из писем StoryDesign

Если вам интересны темы сторителлинга, брендинга и донесения ценности — присоединяйтесь! Будет интересно.

Одно-два письма в неделю. Бесплатно. Никакого спама. С этим строго.

Отписаться можно в любой момент

Читать другие письма: