Почему StoryDesign | Ресурсы — StoryDesign

КЛУБ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Почему StoryDesign

Что делает истории историями, и причём здесь дизайн?

Время чтения: 12 мин.

Это расшифровка вводной лекции нашего курса по сторителлингу.

Если вам понравился этот материал, вам наверняка понравится и наша еженедельная рассылка, где мы публикуем секреты и техники сторителлинга, статьи о том как писать интересно и выражать свои мысли ясно и красиво, новости проекта и многое другое.

Почему этот проект, чем бы он вам ни казался, называется StoryDesign?

И наши учебные группы, хоть и достаточно узкоспециализированы, тем не менее являются его важными частями.

Давайте разбираться. Логично предположить, что истории тут как-то замешаны.

О чём я говорю, когда говорю об историях?

Эти истории, они сейчас в этой комнате?

Знаете, в какой-то момент я осознал, что весь наш человеческий мир соткан из историй.

Не таких, знаете — "жили-были" или "в далёкой-далёкой галактике", а скорее связанных образов, мыслей, идей.

Правильнее сказать — нарративов.

Потому что в них, как правило, нет никакой драмы, может не быть главного героя, нет однозначной структуры.

Но даже если говорить про одного человека. Сколько. например, с вами связано историй?

Ваши воспоминания и впечатления. Ваше видение мира и себя в этом мире. Ваши мечты, ваш пройденный путь, цели, миссия, то что вы любите, как проводите каждый день, то что вы хотите изменить — это всё истории, возможные, потенциальные.

Они плавают в бульоне нашей памяти и подсознания. И в принципе, нас это устраивает.

Пока не придёт время ими поделиться.

И тут эта задача каким-то образом застает нас врасплох. Потому что вот эта сеть знакомых и понятных нам фрагментов никак не может превратиться в ясное и связанное послание.

И все наши идеи, как слипшиеся спагетти начинают тянуть друг друга, и мы с ужасом осознаем, что не так уж много ясности у нас в этих хорошо знакомых вопросах.

Но это совершенно нормально. Так работает человеческий мозг — на ассоциациях и связях. Это отточенный эволюцией оптимизированный донельзя механизм.

Но проблема только в том, что вы не можете передать эти данные в том виде, в котором они хранятся у вас. А передавать надо постоянно. Более того, от этого умения вообще так много зависит в социальном плане.

Для этого нам нужен некий "транспорт", чтобы добраться из точки А в точку Б, как велосипед. К счастью, нам не нужно его изобретать — он уже давно с нами, и как вы несомненно догадались, это история и есть.

Что такое история? Конкретно.

Дам своё определение. Слово настолько многозначное, что это просто необходимо сделать.

И, пожалуйста, не думайте, что я пытаюсь его переопределить. Особенно, если вы профессионально связаны с темой историй — журналист, сценарист, драматург.

Нет, я делаю это исключительно, чтобы в рамках проекта StoryDesign, чтобы мы были уверенны, что говорим об одном и том же. Потому что нет дискуссии бесполезнее, чем спор, вызванный значением слов.

Кстати, чуть позже я сделаю небольшой тезаурус с определениями творчества, искусства, креативности и других "скользких" терминов. И пусть "история" будет первым из них.

Итак.

История — это пакет эмоционально заряженной информации.

Поясню. Пакет — означает, что это нечто составное, содержащее несколько элементов, собранное в единое целое.

Почему так? Эту тему я отдельно буду разбирать, сейчас только отмечу, что, по моим наблюдениям, история всегда возникает как реакция между двумя ингредиентами. Возникает у нас в голове. Потому что мозг всегда пытается объяснить, а что, собственно, происходит?

«Эмоционально заряженный» — это необходимое условие, просто потому что эмоции это ключ к активации деятельности вообще. Если информация не вызывает эмоций, мы скорее всего не придадим ей значения, и более того, вероятно — не запомним.

То, что не вызывает эмоций, в лучшем случае мы воспримем как справочную информацию, если она видится нам хоть сколько-то полезной в перспективе, или и вовсе — бесполезной чепухой.

Вот так. Давайте пока этим определением ограничимся.

Потому что важный момент заключается в том, что истории — это не просто слова. Не только слова. А иногда и не слова вовсе.

Истории, и сейчас это очевидно, могут быть сотканы из разных выразительных средств — текста, визуала, музыки, звуков. Они могут быть интерактивыными, иммерсивными, требовать участия аудитории.

И вот эта модель нескольких компонентов здесь наглядно работает.

Услышите слово — и в голове возникнет образ. Но, скорее всего, статичный, если только мозг не подтянет к нему каких-то ассоциаций. Или если вам кто-то не предложит что-то ещё;

Помните историю, приписываемую перу Хэмингуэя:

«Продаются детские ботиночки, неношеные»

«Продаются детские ботиночки» — повседневная ситуация.

«Ботиночки неношеные» — хорошо, просто факт. А вместе душераздирающая история.

Потому что мы догадываемся. Догадываемся почему так...

Бриться меня учила мама.

Я принёс домой розы. Ключ не подошёл.

Наверняка вы встречали эти короткие истории, есть целые подборки в сети. Обратите внимание, большинство из них и построены на реакции двух компонентов.

Возьмите фотографию. Если там будет простой и понятный образ, знакомый объект, скорее всего , вы его просто узнаете, и ничего больше не произойдёт.

Но напишите к нему одну фразу — не описание, но контекст. В идеале — неочевидный.

И мозг тут же начнет достраивать необходимое, чтобы объяснить это. Объяснить почему эта информация идёт вместе.

Вы видите это постоянно в соцсетях, когда картинка в ленте привлекает внимание. Но заголовок поста, неожиданно, раскрывает то, что вы увидели, с новой стороны.

А если есть намёк, на то, что есть шанс получить информацию, которая всё в итоге объяснит — считайте, вы уже на крючке. И вот вы уже читаете пост или смотрите видео, которое вообще не собирались смотреть, по теме, которая вас даже не интересует.

Просто потому что сработал глубоко заложенный механизм. О том, почему так важны для нас физиологически истории, я уже как-то писал в рассылке. Если кто не подписан, я могу опубликовать ссылку на то письмо.

Но давайте вернемся к примерам.

Может ли одна фотография быть историей? Конечно. Если она будет содержать в себе несколько элементов, которые не предполагалось увидеть вместе.

Миллионер, идущий к своему лимузину мимо бездомного, спящего в картонной коробке. Дети, беззаботно играющие в песочнице на фоне разрушенного взрывом дома.

Вы можете увидеть множество таких «говорящих» и даже «кричащих» работ у знаменитых фотожурналистов. В данном случае противопоставление — известный и отработанный приём, который они используют инстинктивно.

Извините, что сегодня такие драматические примеры, но они просто предельно наглядны. Отлично демонстрируют как реакция нескольких простых слов или образов может вызвать невероятную по силе эмоцию. Впрочем, юмор зачастую строится на том же принципе.

Дедушка мирно спал, но пассажиры в его автобусе почему-то кричали

Посмотрите на мемы, большинство из них смешны именно абсурдным, неожиданным несоответствием разных элементов. Классическая схема Сетап-Панчлайн — хороший пример.

К чему весь этот экскурс?

Я человек из аудио-визуальной сферы. Моя специальность, кстати, так и называлась "аудиовизуальная техника".

Несмотря на то, что я всегда любил читать, от написания текстов долгое время я был вообще далёк.

Я много лет работал в разных творческих индустриях — в рекламе, тв, кино, и, если честно, не испытывал какой-то потребности обращаться к выражению историй.

Я всегда очень любил музыку за то, что она может вызывать эмоции как по волшебству, без лишних слов.

Я очень любил фотографию, за то, что она может мгновенно доставить "впечатление". Вызывает яркие эмоции, не требуя даже тратить время на погружение.

И мне казалось этого достаточно, чтобы наслаждаться моментом.

Зачем портить это всё нагромождением слов и смыслов?

Но по разным причинам такая необходимость стала закрадываться в мою жизнь.

Ну во-первых, мир стал стремительно меняться, появились блоги, соцсети, стало абсолютной нормой делиться своими мыслями и событиями сначала с друзьями, а потом и с незнакомыми людьми.

Во-вторых, в моей работе становилось все больше коммуникации, обсуждения, креативных задач и брифов. Появилась необходимость четко говорить о совершенно абстрактных и субъективных вещах.

В третьих, мои собственные проекты, которые я развивал, в некотором роде открыли мне глаза на тот факт, что работая в рекламе, я ничего не знал о рекламе.

Потому что развивать свой проект, описывать его, формулировать идею, презентовать его инвесторам, в конце концов, писать рекламный текст, который сможет достучаться до потенциальных пользователей — всё это требует способности кристально ясно, и в нужной степени эмоционально донести ценность своего предложения.

Ну и, наверное, это вопрос возраста — мне уже, на секундочку, 44 — я стал замечать, что все мои впечатления, яркие воспоминания и драгоценные моменты стали мутнеть и размываться, детали стали теряться в памяти.

И я стал пытаться ухватить какие-то вещи даже уже из прошлого, чтобы они не исчезли насовсем. Потому что кто мы без собственной памяти? Практически как растения.

И знаете, я обнаружил, что во-первых, я помню гораздо больше чем думал. А во-вторых, я понял, что такая практика позволяет не только реставрировать старые впечатления, но она заставляет и новые проживать ярче.

Просто потому, что ты сразу чувствуешь потенциал, ты начинаешь видеть истории в реальном времени, в тот момент как они происходят. Большинство из них малопримечательны сами по себе. Но никогда не знаешь как этот пазл может сложиться дальше, и какая деталька тебе для него понадобится.

И после этого я стал оглядываться на пройденный путь уже иначе. Я несколько лет много путешествовал по Азии, по разным незатоптанным туристами местам. Разумеется, с фотоаппаратом в руках. И у меня десятки тысяч кадров там сняты. Это было просто воплощением мечты наяву для меня.

Но я стал замечать, что я не понимаю — что мне делать с этими фотографиями, в чём их ценность, и есть ли она? Более того, это была неизменно разочаровывающая гонка за волшебной атмосферой, которую я никак не мог ухватить в кадре.

Как котёнок за солнечным зайчиком, я гонялся за ней из поездки в поездку. И даже несмотря на то, что мастерство мое конечно подтягивалось, я все равно не мог запечатлеть то что видел, чувствовал, в чём мог блаженно пребывать там на месте.

И в какой-то момент меня осенило, что может не нужно так фокусироваться на одном кадре, и серия фотографий сможет передать атмосферу гораздо лучше? И я стал смотреть на свои будущие фотографии как части фотоэссе, которое мне нужно собрать, хоть я и не знаю какие образы мне встретятся.

Это знаете, как альбом с наклейками, где ты должен собрать все возможные)) Только тут свободный формат. Собирай те, которые нравятся и столько, сколько сочтёшь нужным.

А когда ты начинаешь думать об этом, как о таком визуальном нарративе, то следущая мысль возникает: «а почему бы не добавить щепотку слов тут, щепотку там... ой, а тут целый текст получился».

И я стал экспериментировать — класть фотографии на музыку, записывать голосом какой-то текст в сопровождение. Стал делать сайт для этого проекта "Пыль на ветру", с нуля — чтобы можно было реализовать разные идеи для вот этой алхимии.

И, собственно, это и привело меня туда, где я есть сейчас. Я по-прежнему над этим работаю.

И в какой-то момент я понял, что за последние годы я пишу, наверное, больше чем снимаю, рисую или занимаюсь музыкой. Этот медиум, творческое средство, которое так долго обходило меня стороной, наконец-то стало моим собственным.

Вся эта история сопровождалась жадным поглощением разной литературы, видео по теме. Все это я пристраивал к фундаменту своих знаний, к своей аудио-визуальной базе. И мне кажется, мой подход и получился таким где-то образным, с упором не на изложение информации, а на передачу вот этого образа другим людям. Но, учитывая мой бэкграунд, и в коммерческих целях тоже))

И именно поэтому мой подход — он в некотором роде напоминает создание картины, когда художник вдумчиво замешивает цвет на палитре и выкладывает на холст, один фрагмент к другому... Возможно, ожесточенно соскребает затем краску и ищет другой, правильный тон.

Вот поэтому Стори — Дизайн. Для меня это не только название, но и абсолютно рабочая метафора.

И я надеюсь, теперь и вы теперь сможете другими глазами посмотреть на наши с вами учебные группы, и поймете, что группа "про тексты" — вовсе не про тексты, а фото — не про фото. Это просто самые базовые темы, доступные в наше время каждому. Но это лишь первые кирпичики того, что я строю.

В общем, не думайте, что я зациклился на этих самых историях) Как говорится, если в твоей руке молоток — всё вокруг кажется гвоздём)) Просто это увлекательная игра, доступная каждому, и, если честно, она наполняет меня драйвом)

Добро пожаловать в Storydesign, друзья!



Присоединяйтесь к рассылке StoryDesign!

Секреты сторителлинга.
Советы от ведущих авторов.
Приемы и техники от копирайтеров с мировым именем.
Вдохновение и креативные идеи для оригинального контента.
Как писать рекламные тексты, доностить ценность и многое другое...
Будет интересно!

Одно письмо в неделю.

Никакого спама. С этим строго.
Отписаться можно в любой момент.