Сюжет или не сюжет | Ресурсы — StoryDesign

КЛУБ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Сюжет или не сюжет

Определение разницы между повествованием, историей, сюжетом и структурой

Время чтения: 16 мин.

Очень часто термины «Нарратив», «История», «Сюжет» и «Структура» используемые в блогах, статьях, и различных обсуждениях, взаимозаменяемы. Именно это и приводит к путанице в понимании самих терминов.

В этой статье я попробую прояснить каждый из них, чтобы в дальнейшем у вас не возникало сомнений при использовании того или иного термина. Приступим!

Сюжет или не сюжет: разбираемся с терминологией   
(Определение разницы между повествованием, историей, сюжетом и структурой).

Часто авторы, выстраивая структуру и сюжет произведения, вынуждены буквально "пробираться сквозь дебри" терминологии.

Является ли структура повествования и структура сюжета одним и тем же? Кажется, что эти термины взаимозаменяемы, но так ли это на самом деле?

Если по отношению к написанному рассказу прозвучала фраза: «в этом нет истории», что это значит? Действительно ли имеются в виду отсутствие сюжета? Или проблема в структуре?

Как говорил Марк Твен: «Разница между почти правильным словом и действительно правильным словом имеет огромное значение, это как разница между молнией и светлячком». ("The difference between the almost right word and the right word is really a large matter, it’s the difference between the lightning bug and the lightning”)

Именно поэтому авторы, используя тот или иной термин, должны быть предельно точны. Ведь разница между нарративом, историей, сюжетом и структурой может быть огромной.

Так что же такое нарратив?

Определяем разницу между нарративом и историей:

Когда мы говорим о любой форме повествования, будь то искусство письма, изобразительное искусство или художественный фильм , всегда появляется термин нарратив.

К сожалению, его труднее всего определить из всех терминов, поскольку он самый неуловимый. Словарь Random House определяет нарратив как «историю или рассказ о событиях, переживаниях (правдивых или вымышленных)».

Это определение слегка вводит в заблуждение, поскольку оно прямо утверждает, что нарратив — это история. Подразумевается, что эти слова взаимозаменяемы.

Но так ли оно на самом деле?

Э.М. Форестер, автор учебного пособия "Основы английского языка" ,определяет "историю" как хронологическую последовательность событий, и вместе с этим определением приводит следующий пример истории:

«Король умер, а затем умерла королева».

Если мы посмотрим только на утверждение «Король умер», мы увидим одно событие, инцидент. Никакой истории нет, пока не будет введено второе событие: «Королева умерла».

Следовательно, по своей сути история представляет собой последовательность как минимум двух событий.

Вопросы начинают возникать, когда мы смотрим на повествования, которые по сути не являются историями, и именно в этом скрывается неуловимость понятия "нарратив".

Еще одним примером повествования без истории может быть фотоколлаж.

Каждая фотография в коллаже представляет собой отдельное событие, момент или объект (который вообще не является событием).

Однако, поставив эти изображения рядом, мы можем связать их одной нитью, хотя на первый взгляд может показаться, что между ними нет ничего общего.

В них нет никакой последовательности событий, а значит, нет и истории.
Однако зритель начинает создавать историю, соединяя эти образы в своем уме, и эта история (если вообще можно увидеть историю) будет для каждого своя.

Следовательно, слово «нарратив» применяется, чтобы показать, что существует тенденция к истории, подтекст, но на самом деле никакой истории не существует.

В литературе часто применяется повествование без истории. Сцены или виньетки, создающие коллаж эмоций, будут повествованием, но не обязательно историей. Многие стихотворения, например, подпадают под эту категорию.

Итак, теперь мы знаем, что такое Нарратив - повествование не являющееся историей

Присмотритесь к истории

Более подробное описание истории:

В каждом произведении, будь то роман, повесть или небольшой рассказ, должна быть история.

История — это то, что происходит.

Все истории линейны. Они начинаются в точке А и, следуя за логическим развитием ограниченных по времени событий, приводят персонажа в точку.

Форестер, как упоминалось выше, привел нам пример «Король умер» (пункт А), «а затем умерла Королева» (пункт Б).

Здесь мы имеем самый основной элемент истории, два события: «Король умер, а затем умерла королева». Но для автора история сложнее двух событий. История охватывает все события и всё, что произошло в жизни персонажей.

Зачастую история «похожа на историю». Это значит, что история включает в себя все хронологические события, которые мы можем увидеть в романе, а также включает в себя предысторию и события, которые могут не попасть в финальную версию книги.

В кино «истории» дается свой собственный термин: фабула.

В фильме фабула не дается зрителю, она построена на основе того, что они видят.

События, которые видят зрители, позволяют им представить историю, стоящую за этими событиями, и установить связи между ними.

Концепция работы многих авторов заключается в том, что в процессе создания произведения сначала написать историю, описать события, выяснить, кто эти люди и чем они занимаются».

История – это попытка определить ключевые конфликты, главных героев, обстановку и события… и она должна быть связана с вопросами «кто», «что» и «где».

История должна быть выстроена в хронологическом порядке и охватывать все события, места действия и персонажей внутри сюжетного мира.

История существует без осуждения, как хронологическая история. То есть в ней должно быть предельно понятно, что же именно происходит.

Итак, у вас есть история, но есть ли у вас сюжет?

Есть сюжет?

У меня есть история, но есть ли у нас сюжет? После того, как писатель составил свою историю (то, что происходит), ему нужно будет решить, какие события представить читателю.

Это и есть построение сюжета.

Сюжет – это изложение истории.

То, как эта история представлена; аранжировка того, что происходит.

Автор не собирается рассказывать обо всех событиях истории ( это было бы очень похоже на чтение скучной книги по истории), вместо этого он выберет конкретные события, которые лучше всего вовлекут читателя в историю.

Однако для создания сюжета нельзя выбирать события наугад. Есть еще один важный ингредиент.

В оригинальном примере истории Форестера он сказал: «Король умер, а затем умерла и королева». Здесь мы видим два события, которые создают историю, но у них нет сюжета. Чтобы это стало сюжетом, должна быть причинная связь.

Таким образом, Форестер предлагает: «Король умер, а затем и королева умерла от горя» . При изучении сюжета нас интересует причинно-следственная связь, то, как одно действие приводит к другому или связывается с ним.

Добавление Форестером слов «умерла от горя» показывает, что такое действие как смерть королевы является результатом предыдущего события.

Построение сюжета -это отбор событий с внутренней логикой.
Событий, которые ведут персонажей от их ситуаций и отношений в начале проблемы к их ситуациям и отношениям, когда усилия по решению проблемы наконец окончены.

Если история — это то, что происходит, а сюжет — это подборка событий с причинно-следственной связью, становится понятно, как именно эти два события перекликаются. На ранних стадиях разработки романа автор может одновременно продумывать историю (что происходит), а также разрабатывать ее сюжет (как и почему это происходит).

Сюжет представляет собой серию конфликтов или препятствий, которые автор и режиссер вносят в жизнь персонажей, поэтому сам процесс построения сюжета может влиять на историю и изменять ее, пока писатель находится в процессе.

Сюжет существует на двух уровнях: сюжет автора, создающего сюжетную линию; и сюжет персонажей, которые ставят цели, разрабатывают планы, схемы и заговоры и пытаются организовать события в свою пользу.

Затем автор должен сбалансировать действия персонажа и действия своего собственного выбора сюжета. Таким образом, история и сюжет колеблются взад и вперед по мере того, как они создаются, пересматриваются и обрабатываются.

У писателя нет истории, пока он не придумает сюжет, который эффективно и элегантно ее выразит. Неудивительно, что историю и сюжет часто путают, особенно когда писатель находится в процессе творчества.

Итак, у вас может быть история и сюжет, но знаете ли вы, что сюжеты бывают разных типов?

Типы сюжетов

Мы установили, что сюжет — это линейные события, выбранные из истории. Они имеют четкую причинно-следственную связь.
Одной из основных проблем является выбор "специфического типа сюжета».

Один из основных типов сюжета теории драмы — это энергичный сюжет Аристотеля.
Энергия -это действие. Под словом «энергия» Аристотель имел в виду «актуализацию потенциала, проявляющегося в характере и ситуации» . 

Когда мы говорим об энергичном сюжете, мы говорим о сюжете действия или целеориентированном сюжете, где главный герой имеет цель и предпринимает действия для ее достижения.

Это наиболее распространенный организационный принцип, используемый при построении сюжета, основа большинства сюжетов.

Гуру сценарного мастерства Роберт Макки объясняет сюжет так:

Хорошо это или плохо, но событие выводит жизнь персонажа из равновесия, пробуждая в нем сознательное и/или бессознательное желание того, что, по его мнению, восстановит баланс, отправляя его на поиски объекта желания против сил антагонизма (внутренних сил). личный, внеличностный). Он может достичь этого, а может и не достичь этого.

И Гэри Провост объясняет сюжет аналогичным образом:

Однажды с кем-то что-то случилось, и он решил, что будет преследовать цель. Он разработал план действий, и несмотря на попытки его остановить , шел вперед, потому что многое было поставлено на карту. Окружающие пытались его остановить разными способами. Из своего пути он вынес для себя важный урок. И когда достиг той цели, той награды, которой он так усердно добивался, ему пришлось решать, взять её или нет, и, приняв это решение, он закрыл ту потребность, которая была создана чем-то в его прошлом.

Энергичный сюжет, возможно, самый распространенный, но это не единственный сюжет, доступный писателям. Теоретик кино Чарльз Рамирес Берг заметил появление фильмов с альтернативным сюжетом, которые не подпадают под доминирующую парадигму энергичного сюжета.

Он начал классифицировать фильмы по новым типам сюжета и придумал двенадцать категорий, предполагая, что это только начало, а не полный список . Небольшая выборка его типов сюжетов включает в себя:

Полифический или ансамблевый сюжет: несколько главных героев в одном месте, которое «характеризуется взаимодействием нескольких голосов, сознаний или мировоззрений, ни одно из которых не объединяет и не превосходит другое».

В этом типе сюжета могут быть цели, но чаще всего это история с участием персонажа в виде портрета города или группы друзей.

Сюжет «Звено цепи»: нет главного героя, один персонаж ведет к другому. В этом сюжете мы следим за объектом, который меняет руки от персонажа к персонажу.

Сюжет с повторяющимися действиями: один персонаж повторяет одно действие, как в фильме «День сурка» , где главный герой несколько раз переживает один день своей жизни.

Мягкий сюжет Это новый тип сюжета или реакция на сюжет без особого действия? Это сложный вопрос, поскольку различие связано с контекстом, в котором вопрос ставится. Чаще всего это сюжет, развивающийся по классической схеме, но значительно медленнее.

Напряженный сюжет -это интрига и напряженность в повествовании .
Потребность в том, чтобы «что-то произошло», является отражением стремления к энергичному сюжету, но идея интереса к аутентичности и характеру имеет свои собственные достоинства.

Многие современные и постмодернистские писатели сознательно стараются избегать рассказов, в которых доминируют события, а также сжатых сюжетов, потому что для них это неточное отображение реальности. Их больше интересуют персонажи, чем сюжет.

Сюжет, управляемый персонажем, также может быть отдельным типом сюжета, в котором принцип построения состоит в том, чтобы показать причинно-следственные события, которые создают портрет или контекст персонажа и его жизни, а не конкретную цель.

Действие, характер, объект (последовательный сюжет) может стать основой сюжетной линии.

У Гарднер есть несколько способов организации романа:

Успешные художественные произведения могут быть организованы:

  • энергетически, то есть посредством последовательности причинно связанных событий
  • сопоставительно, когда части романа имеют символическую или тематическую связь, но не имеют плавного развития через причину и следствие; или лирически, то есть по какому-то существенно музыкальному принципу (романы Марселя Пруста или Вирджинии Вульф).

О лирическом романе говорить сложнее всего. Читателя продвигает вперед в основном не сюжет (хотя роман может содержать в замаскированной форме последовательность причинно связанных событий), а некая форма ритмического повторения: ключевой образ или группа образов; ключевое событие или группы событий, к которым писатель возвращается неоднократно, затем уходит к материалу, который все больше углубляет и переопределяет смысл события ; или какая-то центральная идея или группа идей.

Мы начали отходить от сюжета и говорить об историях, но историях без сюжета. Далее разговор пойдет о структуре.

Структура и взгляд на целое

Структура – взгляд в целом:

Термины «нарративная структура», «структура истории» и «структура сюжета» часто используются как взаимозаменяемые, но это не одно и то же.

Cтруктура - это способ выстраивания или организации расположения частей или элементов. Структура — это сложная система, которая рассматривается с точки зрения целого, а не какой-либо отдельной части.

Здесь у нас есть два ключевых элемента структуры. Во-первых, это способ расположения и организации, а во-вторых, охват истории в целом, поиск закономерностей и форм

Сюжет направляет нас к истории в движении, структура — к истории в состоянии покоя. Структура — это термин, используемый для описания организации истории, включая порядок, в котором она рассказывается».

Когда возникают вопросы о линейном и нелинейном повествовании, важно понимать, что сюжет всегда линеен.

Но нелинейное повествование все же может иметь сюжет, а нелинейная организация — это выбор структуры. В нелинейном рассказе читатель собирает воедино сюжет, чтобы создать хронологические отношения.

Нетрадиционная структура не означает, что зрители или читатели понимают историю по-новому, они сами устанавливая причинно-следственные связи между сценами. В нелинейных историях отношения, созданные между различными временными сегментами, приобретают особое значение.

Структура — это форма (выбор организации, закономерности) с конкретным намерением (значением), которую можно наблюдать как часть целого.

Структуры, связанные с повествованием, не должны быть произвольными, чтобы иметь возможность управлять эмоциями, создаваться с учетом эмоций. И именно это должно определять выбор структуры.

Определение структуры сюжета

Определение структуры графика:

Если структура истории — это форма организации истории, которая может иметь или не иметь сюжет, то что такое структура сюжета?

Важно отметить, что структура сюжета — это тип структуры истории, но эти два термина не являются взаимозаменяемыми.

Наиболее распространенной формой структуры сюжета является кривая Фихта
(еще её называют Аристотелевской формой истории)

По сути, у персонажа есть цель, и он преодолевает серию из трех или более препятствий возрастающей интенсивности, чтобы достичь этой цели. Главный герой достигает окончательного конфликта, называемого кульминацией, а затем приступает к разрешению.

Другой распространенной формой является Пирамида Фрейтага (также называемая Треугольник Фрейтага) Это общая структура сюжета, которая включает в себя следующие элементы: экспозиция, нарастающее действие, кульминация, нисходящее действие и разоблачение.

Как отмечает Кляйн:

Эту структуру можно увидеть повсюду. Это греческие трагедии Аристотеля. Это все шесть романов Джейн Остин. Это есть во всех шести Гарри Поттерах. Это детективные романы, любовные романы, почти все когда-либо написанные поп-песни, U2, Стиви Уандер. И причина этого, опять же, катарсис: все эмоции, накапливающиеся благодаря вашему интересу к персонажам и их действиям, взрываются в кульминации, оставляя вас истощенными, но обновленными. (Кляйн)

Акцент на повышении напряжения и эмоциональной вовлеченности является причиной того, что это самая популярная структура сюжета.

Структура сюжета — это разновидность структуры рассказа. Точно так же структура истории — это разновидность нарративной структуры.

Однако повествовательная структура не обязательно должна включать в себя ни сюжет, ни рассказ. Это общий термин для любой структуры, связанной с повествованием .

Заключение

Таким образом, теперь мы можем увидеть ключевые различия между структурами повествования, истории и сюжета.

Отметим, что сюжет действительно подпадает под действие истории, а история — под действие повествования, но эти термины не являются обратимыми, чтобы сказать, что все повествование включает в себя истории, а все истории включают в себя сюжеты.

Автору важно знать различия между нарративом, историей, сюжетом и структурой, чтобы сделать лучший выбор для своего произведения.

Среди литераторов и писателей распространен миф о том, что существует один тип структуры и один тип сюжета, и хотя детали могут меняться, основные структуры остаются теми же.

Это неправда, и если бы это было так, повествования стали бы такими же статичными и безжизненными, как нарисованные открытки.

Способность различать терминологию дает писателю возможность сделать осознанный выбор в отношении того, какой тип повествования он хочет представить и какие варианты ему доступны.

Преобладающий миф о сюжете и структуре создает у авторов впечатление, что существует только один способ рассказать историю, и они часто пытаются втиснуть свою круглую историю в квадратную структуру сюжета.
Понимая различия, писатели получают возможность сделать лучший выбор для своей работы, чтобы сохранить доверие и интерес своих читателей.



Присоединяйтесь к рассылке StoryDesign!

Секреты сторителлинга.
Советы от ведущих авторов.
Приемы и техники от копирайтеров с мировым именем.
Вдохновение и креативные идеи для оригинального контента.
Как писать рекламные тексты, доностить ценность и многое другое...
Будет интересно!

Одно письмо в неделю.

Никакого спама. С этим строго.
Отписаться можно в любой момент.