Три фазы творческого процесса | Ресурсы — StoryDesign

КЛУБ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Три фазы творческого процесса

Или как избавиться от всех творческих проблем

Время чтения: 12 мин.

Это расшифровка одного из уроков нашего курса, посвящённого сторителлингу.

Если вам понравился этот текст, вам наверняка понравится и наша еженедельная рассылка, где мы публикуем секреты и техники сторителлинга, статьи о том как писать интересно и выражать свои мысли ясно и красиво, новости проекта и многое другое.

Привет, друзья! Как и обещал, сегодня расскажу вам про важную тему, которая в некотором роде предсталяет собой фундамент, или даже "хребет" нашей программы.

Если вы пишете, ведете блог или канал, записываете видео, рассказываете истории, или создаете рекламные послания, то структура, которую я использую, определённо, будет вам полезна.

Я называю её "Три фазы". Это не структура текста — это три фазы творческого процесса — способ его упорядочить, сделать проще и эффективнее.

И знаете, применяя эту структуру я смог сделать этот процесс легче и приятнее. Я не помню, когда последний раз испытывал творческий ступор. Практически всегда я понимаю, над чем мне нужно работать.

У меня перестали подвисать черновики, как это бывало раньше. Знаете, когда пишешь-пишешь вдохновлённый, и чем дальше, тем больше задумываешься, а куда это я всё веду? В чём моя идея? И всё — приехали.

Ты бросаешь, и скорее всего уже не допишешь этот текст.

Но глядя через эту призму я теперь могу поднимать старые черновики и посты, и у меня просто руки чешутся их переписать. Просто потому что я знаю, что могу теперь сделать лучше и интереснее.

Я бы сказал, что эта структура позволяет:

  • ясно выражать свои мысли и доносить их до аудитории
  • легко находить идеи для уникального контента
  • звучать по-своему: аутентично, не копируя никого.

Звучит неплохо, да?

В чём проблема?

Помните, я говорил о своем внутреннем монологе, полном сомнений. Конечно, это не было моим постоянным состоянием, иначе бы я не занимался никакой творческой работой.

Но тем не менее, я все равно не знал когда мой "режим потока" закончится и начнут всплывать эти деструктивные вопросы.

Ну вообще вопросы-то не сказать, что вредные. Они просто в моменте неуместные.

Творческий процесс зачастую сложен именно из-за отсутствия даже не столько ясности, сколько слаженности. Он запутывается спотыкаясь сам о себя.

Поэтому я решил сделать для себя систему ограничений или направляющих, которая позволила бы мне четко понимать над чем мне сейчас нужно думать, а над чем нет. Позволила бы пусть и в общих чертах понимать цель своей работы в каждый момент.

Потому что если вы не знаете какова была ваша цель — вы сами выбиваете у себя из под ног критерий, по которому вы могли бы оценить результат.

Почему это работает?

Вы устраняете конфликты в своём собственном мышлении.

В чем суть метода

Мы говорим о создании условного "послания", элемента коммуникации, с большей вероятностью — текста. Я так и буду его называть — текст, для краткости.

И сам процесс создания этого текста, как правило, осознанно или нет проходит через разные стадии.

Я выделил для себя три.

Восприятие. Кристаллизация. Передача.

Восприятие — это фаза, когда вы собираете разрозненные впечатления, идеи, воспоминания, интересные факты и детали. Вы даже можете не понимать зачем вы это делаете. И собранный вами материал может даже не быть связанным текстом.

Кристаллизация — это фаза, где вы проявляете суть того, что хотите сказать. Основную идею или доминирующий ракурс, вашу точку зрения на вопрос.

Передача — это фаза, где вы, собственно, задаётесь вопросом: «а как же мне это всё донести до другого человека, до моей аудитории?»

Фокус в том, что такое разделение позволяет вам изолировать то, на чём вам сейчас нужно сфокусироваться и отсекает то, о чём вам сейчас, в этой точке, не нужно думать.

Кстати, про фокус. Это тоже хорошая аналогия. Линза собирает весь свет, всё, что она "видит" перед собой. Затем она преломляет этот поток определенным образом, зависящим от её характеристик. И затем она проецирует новое изображение, которое так же не будет точной копией реальности.

Но я всё же останусь с оригинальной терминологией, потому что так удобнее рассматривать фазы отдельно. Потому что без линзы и света не может получиться изображения, но тем не менее, текст может пройти только одну фазу — и это очень важный момент.

Смотите, вот эти три фазы — это не какой-то последовательный процесс. Точнее, не обязательно последовательный. И он может задействовать любое число фаз из трех, причём в любом порядке. Более того, и начинаться он может с любой.

Не волнуйтесь, сейчас объясню на примерах.

Восприятие

Вы вели когда-нибудь дневник?

Что из себя представляет типичная запись в дневнике? Мысли, чувства, события прошедшего дня выплёскиваются на лист. И в этом основная цель — зафиксировать.

Могу предположить, что ваш дневник — вещь сугубо интимная, и вряд ли вы хотите, чтобы его кто-то еще читал. Поэтому вам не нужно думать о том, насколько ваш текст заинтересует читателя. Да более того, ваш текст даже может не быть особо связанным — какая свобода!

Я думаю, многие за это ощущение и ценят ведение дневника.

Но иногда, вы в процессе ведения дневника, в процессе письма непосредственно, начинаете видеть какие-то связи, вам начинает открываться некий новый смысл того, о чём вы пишете.

И тогда у вас начинает кристаллизоваться мысль, идея, которую вы, возможно, потом захотите превратить в полноценный текст — может пост, а может и книгу.

Короче, дневник — это яркий пример формата, который может задействовать только одну фазу — Восприятие. Он только собирает, ничего не анализируя.

Но иногда Кристаллизация может происходить сама собой. Но вы можете делать это и намеренно. Более того, никто не запрещает вам вести дневник так, чтобы это было бы интересно читать другим. Это, определенно, требовало бы от вас больше усилий, но почему нет?

Передача

Другой пример — рекламное объявление. Ну то есть вообще объявление о продаже, как в газете. У вас в голове уже есть предложение, вы знаете, что продаете, вы назначили цену, перечислили все необходимые факты и параметры.

И всё что вам сейчас нужно, так это то, чтобы на ваше объявление обратили внимание, дочитали его и заинтересовались вашим предложением.

Что это? Текст? Определённо.

Нужно ли вам для этого собирать мысли, идеи, искать вдохновение? Нет. Ну то есть — совсем необязательно.

Нужно ли пытаться как-то сформулировать, кристаллизовать основную мысль, идею? Нет — она же, в общем-то, плавает на поверхности.

Нужно ли, чтобы ваше послание дошло до адресата, заинтересовало его, как-то может быть даже затронуло. Да. Обязательно. В этом весь смысл.

Таким образом, рекламный текст может обходиться одной фазой — Передачей. Вам нужно донести ваше послание. Всё. Остальное — опционально.

Но значит ли это, что не нужно тогда задействовать другие фазы? Никак нет. Я думаю все шедевры рекламного текста, рекламных посланий вообще родились из скурпулёзного собирания идей, фактов и примеров. Причем этот процесс мог длиться годами, начаться задолго до рекламной кампании и не иметь отношения к конкретной задаче.

Ну или вы наверняка встречали такие гениальные объявления, где талантливый человек, такой несостоявшийся Огилви, продаёт, я не знаю — свою первую машину — Жигули сорокалетней давности.

Предложение, не имеющее никаких конкурентных преимуществ, в котором нельзя обосновать рационально — зачем это вообще кому-то покупать. Но там такая история полная любви и воспоминаний, что ты уже думаешь: «Слушай, давай я куплю, ты только продолжай писать...»))

Очевидно, тут работает нечто большее, чем просто сформулированное рекламное послание. Выкинь его из контекста продажи — и это будет рассказ, трогательный и проникновенный, в котором есть и интересные детали и основная мысль и вовлечение читателя. Три из трех.

Кристаллизация

Ну и с Кристаллизацией — что может быть примером текста, который задействует только эту фазу? Афоризмы, цитаты, крылатые выражения, статусы в соцсетях на худой конец))

Хотя, по-честному, это будет верно для того, кто эту мысль, собственно, сформулировал, кристаллизовал. Когда мы собираем эти "жемчужины мысли", чтобы использовать их в своих текстах, это, наверное, всё же — Восприятие.

Тем не менее. Возьмите, например: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Мудро. Ёмко. Интересный ракурс проницательного наблюдателя. В принципе — самодостаточно.

Но возможно, у вас есть какой-то жизненный контекст, или истории, которые вы слышали раньше, которые резонируют с этой фразой. И вы сможете проиллюстрировать эту фразу какими-то интересными примерами, обрисуете деталями, которые помогут читателю "увидеть" историю на внутреннем экране.

Добавьте вовлекающей механики, заставьте читателя задуматься: «Почему так?». Заинтригуйте.

И вот у вас уже получается целостная история — связанный, цельный, эмоциональный "пакет информации", который будет интересен читателю, и не оставит его разочарованным после прочтения.

Вряд ли у вас получится что-то сопоставимое с «Анной Карениной», но интересный пост или статью вы вполне можете так создать.

Вообще, то, как я кристаллизовал свою мысль, от того ракурса, в котором я увидел знакомые и привычные вам вещи, будет зависеть то, насколько вам покажется интересным мой текст, речь, выступление.

Не в том смысле, насколько оно будет вас вовлекать, затягивать, а в том, какое послевкусие оно оставит. Насколько вы останетесь удовлетворены тем потратили своё драгоценное время и внимание на мою болтовню.

И как пример — вот то, что я сейчас вам рассказываю, я смотрю на это через ту же призму. У меня есть кристаллизованная мысль, концепт — Три фазы творческого процесса, и я знаю, что это полезный инструмент, поэтому я строю текст так, чтобы заинтересовать вас — просто говоря о конкретных моментах, в которых мне помог этот метод.

И я дополняю свой текст примерами, которые иллюстрируют этот абстрактную структуру, так чтобы сделать мое сообщение понятнее, нагляднее — а значит полезнее для вас. Потому что в этом моя цель.

Да я понимаю, что всегда кому-то любая твоя тема всегда может показаться скучной или банальной. Но я сейчас думаю о том, что я делаю — о точке приложения своих усилий. И поэтому меня больше не одолевают сомнения о том, а будет ли это кому-то интересно.

Будет точно. Но не всем, это тоже точно)) Короче, ясность цели — ключ к успеху)
И отсутствие внутренних сомнений)

Как это поможет решать конкретные задачи

Итак, все три фазы важны, все три нужны, но в то же время, в каждой конкретной ситуации они опциональны.

Спросите себя: «Что я хочу сделать и почему я этого хочу» — и вам сразу станет понятно, что нужно использовать.

Вот эти примеры, которые я привёл, не описывают полностью все способы использования этого концепта.

Все три имеют свои техники, фишки, методы, формулы и инструменты, просто гораздо удобнее, когда они лежат в трех разных подписанных коробках, и вы знаете, что когда использовать.

В следующих частях я буду рассматривать их по-отдельности, а сейчас просто хочу подытожить, почему эта штука работает и как она может вам помочь в вашем творческом процессе.

В первую очередь, это помогло мне избавиться от путаницы в голове и творческого ступора.

Творческий ступор — это всегда непонимание, что делать дальше или какое-то иррациональное ожидание, что на вас чудесным образом подействует некий внешний фактор — муза укусит, вдохновение снизойдёт.

Но когда у вас есть карта всего процесса, вы понимаете, что конкретно у вас не идёт. Если вам чего-то не хватает, вы понимаете, хотя бы в общих чертах чего.

Вы всегда понимаете, над чем нужно работать. И это делает процесс намного легче и приятнее.

Да, это не панацея. Написание текстов по-прежнему требует от меня большого количества энергии и времени, но и пишу я в разы больше. То есть КПД процесса вырос многократно (и это не преувеличение). Просто за счет устранения внутреннего трения.

Может быть этот подход покажется кому-то механистичным, но это лишь пока он еще кажется новым и чужеродным. Я и сам иногда пишу по старинке, "залпом" из головы, просто чтобы размяться, что-ли... И все равно я чувствую, что задумываюсь о тексте в этих категориях, это стало какой-то привычкой.

И я уверен, каким бы вы методом или стилем не писали — ясности никогда не бывает слишком много.

Вместо задания

Поэтому я предлагаю вам посмотреть на свои тексты — может быть, посты, наброски, записи в этом ракурсе.

1) В чем была задача этого конкретного текста?

2) Какие его части можно отнести к той или иной фазе? Что работает на что? Есть ли куски, которые в тексте существуют непонятно зачем или просто мысль вильнула и целый абзац ушел в сторону, работает на другую идею?

И если вы что-то сейчас пишете, попробуйте подойти к процессу осознанно. Что вы сейчас делаете? Для чего? В какой точке процесса вы находитесь?



Присоединяйтесь к рассылке StoryDesign!

Секреты сторителлинга.
Советы от ведущих авторов.
Приемы и техники от копирайтеров с мировым именем.
Вдохновение и креативные идеи для оригинального контента.
Как писать рекламные тексты, доностить ценность и многое другое...
Будет интересно!

Одно письмо в неделю.

Никакого спама. С этим строго.
Отписаться можно в любой момент.