Зачем учиться выражать свои мысли | Ресурсы — StoryDesign

КЛУБ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Зачем учиться выражать свои мысли

Почему сейчас — лучшее время для этого?

Время чтения: 8 мин.

Это расшифровка одной из лекций нашего курса по сторителлингу.

Если вам понравился этот материал, вам наверняка понравится и наша еженедельная рассылка, где мы публикуем секреты и техники сторителлинга, статьи о том как писать интересно и выражать свои мысли ясно и красиво, новости проекта и многое другое.

Почему это так важно сейчас, в наступающую эру машин?

В мире где есть ChatGPT объем текстового контента увеличится в миллионы раз.

Никто не будет читать просто случайный текст.
Многие статьи уже оптимизированы под поисковики. Они — не для чтения.
Сейчас никто так не читает.

Нам нужен интерес, доверие к автору, определенные ожидания от прочтения.

К тому же нейросетям вообще все-равно. Не спешите причислять меня к луддитам, я думаю — это прекрасный инструмент, но только не для наших с вами задач.

В конце концов, как с любым навыком — когда ты уже достаточно его освоил, так, чтобы он хотя бы перестал приносить тебе страдания — ты постепенно начинаешь получать удовольствие от процесса.

Я вот люблю играть на гитаре, например. Я люблю сам процесс, но я уверен, что уже сейчас роботы вполне могут играть на гитаре и, скорее всего, в ближайшем будущем они будут делать это гораздо лучше чисто с технической точки зрения

Они могут безупречно воспроизводить разные композиции, им не надоедает они не устают, они каждый день могут озвучивать много нового.

Но секундочку, я же играю чтобы получать удовольствие, я сам хочу его получать. Почему бы я вообще стал бы делегировать это в машине?

И точно также ведь и с письмом, с мышлением, с изложением мыслей.

Если ты преодолел какой-то изначальный ступор, как бывает в школе, когда не знаешь, что вообще писать в сочинении. Когда ты имеешь какую-то идею и хочешь её выразить, тогда хочется сесть в тишине и начать колдовство, вот эту алхимию.

Собирать слова, фразы, конструировать какое-то послание - это же кайф вообще. У меня и мысли нет кому-то отдавать эту работу, потому что она для меня интересная.

Это увлекательно, и важно уметь писать такие тексты, которые будут звучать по-человечески, создавая связь с вашей аудиторией. С которыми вы не потеряете свой человеческий голос.

Выражать ваш опыт мысли и чувства — важно. Иметь смелость выйти и сказать то, что для тебя важно.

Мы высказываемся, в некотором роде ,чтобы доказать себе и другим что мы существуем.

И конечно, есть огромное количество прикладных задач, которые мы можем выполнять с помощью этого инструмента:

  • рассказать о своем прожитом опыте(путешествии)
  • рассказать о себе/своем проекте/своем бизнесе
  • рассказать о своем мнении по какому-то актуальному вопросу.

В чём конкретно проблема?

Еще задолго до того, как я решил собрать все свои знания воедино, я задумался о том, а почему мы вообще хотим научиться писать лучше, излагать, выражать свои мысли интереснее?

Вас не нужно учить писать, вы уже это умеете)

Но если вы, как и я, ищете способы развиваться в этом направлении, значит что-то из этого у вас не получается, или у вас есть какие-то сомнения в качестве того, что у вас получается, есть какие-то проблемы, пробелы, которые хочется закрыть.

Но идентифицировать их порой очень сложно.

Иногда пока пишешь — вроде нравится. Перечитываешь — белиберда. Почитаешь талантливых авторов — вообще руки опускаются: «куда я лезу».

Но потом успокоишься и думаешь: «Это же я хочу сказать. Это же только я могу поделиться МОЕЙ точкой зрения» — и возвращаешь себе это право.

Пишешь дальше и думаешь: «а нафига вообще это кому-то читать? Еще и на смех поднимут»

Кстати, это вольно описанный мой внутренний монолог, который случался со мной регулярно несколько лет назад. К счастью, это больше не моя история.

Вот даже в этой саге о душевных мытарствах, в чём здесь проблема? На какой курс нужно пойти? Про что учебник-то покупать?

Что привело вас к этой теме? В чем ваша проблема с письмом? почему вы хотите улучшить этот навык? Точно дело в письме? Буквах, словах?

Подбираемся к решению

На мой взгляд, здесь вообще ворох проблем, точнее куст, ветвистый такой. Куст — потому что все эти базовые проблемы имеют общий корень — непонимание.

Я как-то проходил курс замечательного художника-импрессиониста Dennis Perrin, к сожалению, его уже нет с нами. И вот чего вы ждете в начальном модуле курса по живописи?
Он начинался со слов:

Решите, что вы хотите сделать и почему вы этого хотите.

Интересно, да?

Эту идею я осмыслил не сразу, но на эти два вопроса не выходили у меня из головы и я думаю что во многом они повлияли на меня в контексте написания текстов.
Я стал больше задумываться о том, что именно я делаю, когда пишу какие-то тексты.

И наверное, открытием для себя было то, что в зависимости от вида текста, от его назначения и где-то, может быть, даже жанра, я понял что у меня совершенно разные задачи и ,соответственно, критерии оценки собственной работы.

Это был очень важный момент для меня, я понял, что нельзя обобщенное понятие написания текстов или изложения мыслей — нельзя его во всех его проявлениях как-то равнять под одну гребенку, потому что под общим названием это могут быть совершенно разные задачи.

И тогда я для себя попытался как-то распланировать, создать карту, условно говоря, этого процесса, как-то структурировать эти задачи для себя. И если вы уже читали мою рассылку, то скорее всего вы помните такой концепт, к которому я обращался неоднократно. Это три стадии истории, три фазы, через которые проходит любая история. Вот опять же ,в широком понимании , с визуалом тоже самое - это скорее про наше мышление.

И эту модель мы будем в следующий части разбирать, именно она позволила мне чётко понимать, какие задачи относится к какой его части.
Это не последовательное схема, что сначала за чем должно следовать.
Некоторые виды текстов и повествованиЙ могут находиться только в одной части этой модели, как например записи в дневнике или рекламный текст, две противоположности.

Но об этом мы будем говорить дальше, а сейчас я хотел лишь акцентировать на том, что эту проблему, чем бы она не была, нужно решать разбирая её на части, потому что нет никакого общего навыка писать лучше. У всех разное видение того, чего они хотят от текстов и с чем имеют проблему.

Поэтому не может быть какого-то общего пути, единого курса на этом этапе.

Как это влияет на нашу программу

Эта модель легла в основу самой программы и мы будем двигаться по по её частям, то есть программа будет структурирована как раз по её разделам. Все техники будут распределены по этой схеме.

Это отличная идея, доказывающая, что это не просто какое-то абстрактное понятие, а как и все практически в моей программе, это весьма прагматичный инструмент.

Эта программа — про мышление. Потому что то, что мы пишем — это калька того, что мы думаем. Все проблемы здесь —проблемы мышления, а письмо лишь их отражение.

Ясно мыслишь — ясно пишешь. Интересно мыслишь — интересно пишешь. Хорошо понимаешь — сможешь хорошо объяснить.

Я точно так же сам работаю над своими задачами.

Например, сейчас я хотел бы писать еще более легко, с точки зрения затрат энергии, и более легко с точки зрения стиля — проще, легковеснее.

Я вообще сторонник препарирования задач, и в случае с выражением мыслей — это дает огромное облегчение. Потому что писать на волне вдохновения ,из головы — это может быть конечно захватывающе, но очень энергозатратно. Этот прилив может закончиться на середине текста, да и ясность текста страдает от такого подхода.

И вы увидите, что как раз ясность относительно собственных намерений позволит вам изменить процесс, избавиться от многих творческих блоков и сомнений. По сути, вы сможете творить не завися от вдохновения.

Вопросы

И поэтому я хочу предложить вам пока поразмышлять над тем:
— почему вам хочется писать, какое желание или необходимость вами движет
— какие аспекты этого процесса заставляют вас думать, что вам стоит "прокачать" этот навык?
— что вам Не нравится в текстах, которые у вас получаются?

А пока, если вам сейчас нужно что-то писать, может быть пост для своего блога или канала, попробуйте сначала задать себе вопросы:

— что вы хотите сделать?
— зачем вы это делаете
— в какой точке процесса вы сейчас находитесь

Попробуйте посмотреть на текст, который вы создаете (или проделайте мысленный эксперимент)
— посмотрите на текст как на продукт
— Какую работу он должен выполнить? Для кого? Зачем вообще этот текст нужен? Кому? Зачем он существует?



Присоединяйтесь к рассылке StoryDesign!

Секреты сторителлинга.
Советы от ведущих авторов.
Приемы и техники от копирайтеров с мировым именем.
Вдохновение и креативные идеи для оригинального контента.
Как писать рекламные тексты, доностить ценность и многое другое...
Будет интересно!

Одно письмо в неделю.

Никакого спама. С этим строго.
Отписаться можно в любой момент.