Мышление фотографа | Ресурсы — StoryDesign

КЛУБ ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Мышление фотографа

В чём корень проблемы?

Время чтения: 11 мин.

Это расшифровка одной из лекции нашего курса по фотографии визуальному сторителлингу.

Если вам понравилась эта статья, вам наверняка понравится и наша еженедельная рассылка, где мы публикуем секреты и техники сторителлинга, статьи о том как писать интересно и выражать свои мысли ясно и красиво, новости проекта и многое другое.

Если мы говорим про фото, то я исхожу из предположения, что вас не нужно учить фотографировать. Это же все умеют. Нужно достать телефон, открыть приложение "камера", направить в нужную сторону, нажать кнопку. Готово!

Но по каким-то причинам — для каждого своим, мы не полностью довольны тем, что получается. И мы ищем способы улучшить результат.

Нас сюда привели разные пути, но определенно, все мы хотим снимать лучше. Думаю, это то, что нас объединяет.

И тут есть разные пути, в зависимости от того, в чём вы видите корень проблемы.

Маркетинговая машина производителей техники уверяет вас, в том что вам нужно что-то докупить.

Классики фотографии твердят вам, что вы не поймали решающий момент или не подошли достаточно близко.

Состоятельные любители советуют копить на Лейку, а усатый юноша из барбершопа с тыквенным латте в руке уверяет, что снимать нужно только на плёнку, потому что только в ней есть душа.

Вы конечно думаете, что этот сарказм выльется в совет вроде выпрямить руки и включить голову, учить матчасть и всё такое...

Но, знаете, мне кажется все они по-своему правы. Покупка новой камеры может драматически улучшить ваши снимки. Классики правы, на то они и классики, просто не нужно превращать их слова в догмы. Лейка — это шедевр.

Лейку называют "камерой для дантистов", потому что художники редко могут себе её позволить по финансовым соображениям. качество у нее выдающееся . 

У плёнки может души и нет, но иногда вернуться к ней — одно из лучших упражнений для современного фотографа, особенно для тех, кто начинал с цифры.

Пленка не прощает ошибок, она заставляет уделять большее внимание техническим деталям, если ими пренебрегать, вы будете учиться очень медленно.

А ограниченное колличество кадров заставляет более вдумчиво выбирать объекты и ракурсы. Душа не в самой пленке, а в неспешном вдумчивом процессе.

Другое дело, что нежелание разобраться в том, почему вас расстраивают ваши фотографии, сведёт всю пользу от этих советов на нет. Покупка дорогой камеры, зачастую, не приводит к улучшению качества самих фоторгафий.

Поэтому мы будем подходить с разных сторон к этим вопросам.

Ну а в целом, конечно наша программа будет посвящена именно отработке навыков и знаний, которые вы сможете применить в тех условиях в которых вы есть с той техникой которая у вас есть. Применить в реальном времени, в процессе съемки.

Просто за счёт того что вы сможете посмотреть на привычные вещи под другим углом, сможете замечать большее и сможете осмысленно формировать конечный продукт, то есть саму фотографию.

Но в то же время, понимание фундаментальных вещей с технической точки зрения позволит вам понять, в каких моментах вам действительно нужна другая техника. Вы сможете принимать взвешенные решения, а не вестись на соблазнительные предложения из рекламных буклетов.

Навел и снимай

На самом деле сейчас речь вовсе не о технике.

Смотрите. Вот эта ситуация, о который писал, когда вы просто бездумно наводите свою камеру, нажмите на кнопку, она не нова. Она появилась ни с появлением смартфонов с хорошими камерами, а значительно раньше.

Ещё в 90-е огромную популярность имели так называемые "мыльницы". Сейчас не все даже знают, что это означает и почему так назывались эти камеры. Они так назывались в силу модного тогда дизайна с закругленными краями. Хотя в англоязычном мире такие камеры назывались "point and shoot", навёл и снимай переводе на русский.

Естественно, упор делался на универсальность и автоматику, то есть для конечного пользователя не нужно было думать ни о чем, ни о каких технических моментах.

На самом деле, можно понять соблазнительность такого предложения потому что до этого заниматься фотографиями было достаточно ресурсоёмкое занятие.

Вам нужно было знать много технических вещей просто из-за того ,что вы должны были соблюсти все тонкости процесса только для того чтобы фотография в итоге получилось.

Современные смартфоны в некотором роде унаследовали эту концепцию.
Мне кажется, в них даже есть что-то от дизайна мыльниц.

И поэтому логично, что по умолчанию вам предлагается точно такой же подход не нужно ни о чем думать, достал фотоаппарат навёл и сделал кадр. Абсолютно логично, с учётом того, что теперь фотографии для нас это не только искусство.

Да, мы часто снимаем какие-то вещи которые хотим запомнить: объявление какое-то, показания счётчиков, что угодно, вряд ли вам хотелось бы снимать все это на плёнку потом ехать фотолаборатория отдавать на проявку. Поэтому грешно жаловаться на прогресс, чего уж там.

Но обратная сторона любой автоматики в том, что она лишь пытается угадать чего именно вы от неё хотите. Ну не знает она. И по мере того как ваше видение, как фотографа, растёт и развивается, ваша камера остается прежней и она продолжает делать все тоже самое точно также.

Какими бы совершенными не были алгоритмы заложенные в современные камеры, они, тем не менее, всего лишь могут догадываться о том, какие сейчас вокруг условия, какой свет, что именно в кадре привлекло ваше внимание, как вы представляете себе финальный кадр. И естественным образом вам приходится своей камере это объяснять.

А для этого вам нужно гораздо больше рычагов управления, чем условная кнопка "сделать красиво".

Именно поэтому профессиональная техника, в большинстве случаев усыпана всевозможными кнопками, крутилками, рычажками вовсе не для того чтоб сделать вашу жизнь сложнее, просто камера сама предлагает вам объяснить ей, чего же именно вы от неё хотите.

И если вы хотите быть автором, а не делегировать это автоматике, то вам действительно нужно это сделать.

Но чтобы объяснить камере, что вы хотите, вы должны сами достаточно ясно это понимать.

И тут, смотрите, такая история. Обычно мы действуем из желания "поймать" желаемое. Увидел красоту — хочу себе, пусть хотя бы и в виде фотографии. (Потому что обычно оригинал вынести не дают)

Вспомните себя в каких-то поездках, необычной атмосфере, когда почему-то хочется снимать и снимать. А возвращаешься домой и забрасываешь фотоаппарат на полку. А на телефон фотографируешь опять же показания счетчиков.

Это абсолютно нормально, мы любим новое, необычное интересное. Улица на которой вы живете едва ли вызовет у вас желание ее фотографировать.

Второй уровень

Однако, вы можете выйти на другой уровень просто изменив предварительно свое намерение. Можно сказать, сменить реактивный подход на проактивный.

То есть, теперь вы действуете не от импульсивной реакции на неожиданно свалившееся на вас прекрасное, а от собственного намерения создать фотографию. Или даже серию, проект — об этом потом. Но сейчас задумайтесь.

Что если бы вы обозначили свою цель в фотографии как создание таких "артефактов" — не бледных плоских копий реальности, а чего-то, созданного по мотивам реальности, но имеющего ценность само по себе? Как картины в музее, ведь они имеют ценность вне зависимости от сюжета.

Это не какая-то абстрактная философия. Это небольшой трюк, который позволяет нам посмотреть на этот процесс несколько иначе. Я хочу создать интересную фотографию — я беру камеру и иду искать подходящую для этого красоту. Но найти ее недостаточно.

Теперь вам нужно создать этот ваш арт-объект — определиться с композицией, найти лучший ракурс, возможно дождаться нужного момента, возможно, найти что еще включить в кадр. Понимаете?

Вот когда вы нажмете на кнопку спуска, вы все это заморозите, запечатлите. И дальше возможно захотите как-то это доработать напильником или покрыть лаком, образно говоря, но ваша фотография уже запечатлена.

Пример с одуванчиком

Спустимся на грешную землю. Вот идете вы по дороге, видите красивый цветок — одуванчик.

Мысля на первом уровне, вы достаете камеру, щелк — всё, есть одуванчик — приду домой, всем покажу что видел. Вот это желание поймать. В английском языке кстати снимать — это shoot или capture, то есть или стрелять или ловить)

Мысля на втором уровне — вы видите одуванчик. Понимаете, что — это интересный объект. Собираетесь его сфотографировать, но думаете сразу о фотографии. которую собираетесь сделать, а не о самом одуванчике.

Понятно, что цветок там будет.

Но в каком ракурсе вы его хотите снять? Какой фон у него будет?

Снимите его сверху и подчеркните его контраст с зеленой травой, снимите снизу и пусть он взмывает в небо. А может вы захотите снять его на фоне солнца и пусть этот белый невесомый шарик превратится в пылающий шар.

И идей можно найти много. Можете вертеться вокруг этого одуванчика, пока не заинтересуете стражей порядка.

Короче, вы поняли — сам объект лишь подсказка для вас, повод задуматься — а какой кадр я хочу сделать? Какой могу? Чего не хватает? Может свет не тот? Может приду завтра утром, когда свет будет с другой стороны.

Видите вот это уже начинается интересная игра.

И в принципе, вы так можете расти — дальше есть следующий уровень, когда уже не так важно что именно вы снимаете. Объекты теряют свои имена. Вы можете снимать интересные композиции, паттерны, например света, падающего через листву или как тень ложится на сложную поверхность.

Когда вы видиде игру пятен, линий, цветов, но в ней нет никакой конкретики. это может быть любая абстракция или полуабстракция, например когда вы видите дерево, а ветка этого дерева видится трещиной в небе.

Это совсем другое мышление. То есть вы уже по сути "пишете свет" — а фотография именно так и переводится — светопись.

Компоновка и композиция

Но об этом в другой раз. Мы еще вернемся к этому не раз. Но сейчас мы подошли собственно к большой теме — компоновка кадра.

Я специально подчеркнул, что компоновка, а не композиция ,потому что, я считаю, это важным различие.

Композиция в данном случае - это теоретическая база, входящая в раздел компоновки. А сама компоновка -это то, что вы делаете когда выстраиваете кадр с учетом комрозиции, с учетом сюжета в процессе съемки.

Очевидно, размышлять о композиции на уже сделанном кадре имеет несомненную учебную ценность, но если эти знания и выводы никак не связаны с вашими навыками, вы каждый раз будете смотреть на те же самые вещи, те же ошибки по итогам съемки.

Нужно как-то сделать так, чтобы когда вы просматриваете готовые кадры и видите недочеты, сразу для себя отмечать, что можно скомпановать по другому и делая следующий кадр видеть разницу .

К тому же, компоновка включает в себя не только композицию как графическую дисциплину, где существуют лишь пятна да линии, но и сюжет — что именно мы видим в кадре, говоря человеческим языком. И психологию кадра, визуальную семантику.

В общем, эта тема является основой, фундаментом нашей программы, и мне не терпится познакомить вас с ней.

Вопросы и задания

Я хотел бы, чтобы вы выполнили очень условное задание по сегодняшней теме.

Задумайтесь о следующих вопросах:

Что стоит между вами и фотографиями того уровня, к которому вы стремитесь? Какой аспект из того, что мы сегодня обсуждали? Ограничения техники или ваши собственные? Или непонимание на что смотреть, как привести то, что вы видите к тому что хотите увидеть?

Вспомните как вы фотографируете. Возможно, вы фотографировали что-то недавно. Попробуйте вспомнить свой ход мыслей, порядок действий от возникшего желания до сделанной фотографии.

Это не тест и не викторина, здесь нет правильных и неправильных ответов. Я хочу лишь, чтобы вы обратили свое внимание на процесс, осознали его.

Отвечать необязательно, но я буду рад если вы поделитесь своими находками, которые получите в процессе размышления



Присоединяйтесь к рассылке StoryDesign!

Секреты сторителлинга.
Советы от ведущих авторов.
Приемы и техники от копирайтеров с мировым именем.
Вдохновение и креативные идеи для оригинального контента.
Как писать рекламные тексты, доностить ценность и многое другое...
Будет интересно!

Одно письмо в неделю.

Никакого спама. С этим строго.
Отписаться можно в любой момент.